Яхина И. Если рыцаря раздеть…

Дисклеймер: женский непрофессиональный взгляд на рыцаря без доспехов.

Итак. Возьмем среднестатистического рыцаря неопределенного места жительства позднего средневековья 14-15 века, снимем с него доспехи и внимательно осмотрим. Что мы увидим? Пытаясь разобраться в этом вопросе я, хоть и знакома с историей костюма, поняла, что дело сложное и запутанное.

Это попытка немного разобраться в поддоспешниках, кратко и поверхностно, но, возможно, кому-то тоже пригодится. Если у кого-то будут замечания или дополнения – пишите.

Точно одно — на нашем рыцаре надета “стеганка”, куртка, прошитая от 2-х до пару десятков слоев холста или льна, набитых ватой, паклей, ветошью, конским волосом или шерстью. Их одевают под доспех, на доспех и вместо доспеха.

Для героев, которым кольчуги и латы не по карману, стоит к ним присмотреться. Стеганки не так зрелищны, как кожаные доспехи, но эффективней. Амортизируют удар, защищают от стрел и порезов, и просто — тепло и удобно.

Обновляйте картинки — с ними понятнее и нагляднее.

Гамбезон. Чаще всего упоминают гамбезон (gambeson) и/или акетон. Его носили и как самостоятельный доспех. Могли под него надеть кольчугу. Гамбезоном могут назвать и поддоспешную куртку рыцаря. В одних источниках утверждают, что гамбезон надевали НА доспех, а акетон — ПОД. У других авторов с точностью до наоборот, у многих гамбезон и акетон — одно и тоже.

Вот Акетон Карла VI 1370-1400 годы, после реставрации (Франция)  (или гамбезон, или жипон, или пурпуэн – так и не нашла истины. Кто знает как это называют в самом музее – отзовитесь). Обшит шелком. С пуговичками 🙂

(Coat Armor (jupon) of Charles VI of France, late 14th century – на сайте http://www.metmuseum.org/toah/hd/ufarm/hd_ufarm.htm)

Есть версия, что этимологически акетон связан с хлопком. Можно предположить, что акетон — это гамбезон с подкладкой из мягкой тонкой ткани. (UPD. Нужно учитывать, что хлопок — был импортным и очень дорогим материалом, который позволить себе могли далеко не все).

Еще встречается жак (jack) — то же самое, толстая стеганая куртка из 18-30 слоев, которую носили в качестве самостоятельного доспеха. Вразумительного отличия, кроме толщины, не встретила.

Дублет — собственно говоря, это и есть “стеганка” ПОД доспех. Классический военный дублет (arming doublet) это тонкая короткая куртка из 2-х или более слоев, к которой привязывали части доспеха. Дублет могли усилить кольчужными вставками в уязвимых местах: под мышками. Дублетами же часто называют пурпуэны (если заморачиваться, то зависит от страны прописки рыцаря). Дублетами называют и самостоятельную куртку, усиленную кожей, заклепками, с отдельными вставными рукавами.


Уточню. Речь именно о конце 14-го – начале 15 века, именно arming doublet. Поскольку дублет сам по себе, как мужская куртка, менялся на протяжении 300 лет. Но словом “doublet”  или “arming doublet” во многих статьях называют вообще “стеганки”.

Дублет упоминается в How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote, манускрипте 1450 г. – “Как надо одеть в доспехи человека, чтобы ему было удобно сражаться пешим”: “…у него не должно быть никакой рубашки под дублетом, из ffustean (льняная ткань – пер.) с подкладкой из сатина” (http://www.revivalclothing.com/article-armingsequence.aspx) Правда, речь идет о легком поединке.

Пурпуэны советовали хорошенько набивать ватой (очесы льна или конопли) в области груди, спины и рук, на три пальца толщины, так как сюда чаще всего приходятся удары.

Пурпуэн Карла Блуа 1360-1380 годы.

Поддоспешник плотно прилегал к телу. Основной вес доспеха распределялся на плечи и пояс, поэтому и поддоспешник и латы должны были очень плотно лежать на груди и в талии. Это и сформировало мужской идеал: грудь колесом и осиная талия. Кстати, претензии к излишней откровенности в одежде тогда больше звучали в адрес мужчин, которые носили слишком короткие дублеты и куртки.

Дублет же постепенно перекочевал в самостоятельную и гражданскую одежду — приталенную короткую мужскую куртку. (Вот типа такого киношно-фандопного варианта носит почти всю книгу Сверр).

Гамбезоны, акетоны и дублеты могли обшивать дорогим шелком, украшать вышивкой, усиливать кожей — в зависимости и состоятельности и фантазии хозяина. Парадные дублеты 16-17 века уже вообще мало чем напоминают военную одежду.

Doublet, ca.1620, Metropolitan Museum of Art

И, напоследок, тем кто радеет за матчасть — переводчики зачастую вообще не заморачиваются и называют все “камзол”.

Описание рыцаря из “Кентерберийских рассказаов” Джеффри Чосера:

Хотя был знатен, все ж он был умен,
А в обхожденье мягок, как девица;
И во всю жизнь (тут есть чему дивиться)
Он бранью уст своих не осквернял –
Как истый рыцарь, скромность соблюдал.
А что сказать мне об его наряде?
Был конь хорош, но сам он не параден;
Потерт кольчугой был его камзол,
Пробит, залатан, в пятнах весь подол.

В английском вообще “жипон” (такой термин тоже иногда встречается) – Of simple fustian wore he a jupon(в старо-английском оригинале: Of fustian he wered a gypon).

Здесь можно посмотреть, как рыцаря одевают (рекомендую, видео интересно).

https://youtu.be/8VnsKlq__RU?t=36m33s

Итого:

Простого рядового можно одевать в гамбезон или жак.

На рыцаре может быть “поддоспешник”, “стеганая куртка”, “гамбезон” на рубашку, “жипон” – вариант потоньше. Для пешего боя, тренировок и поединков – дублет.

Источник: Если рыцаря раздеть…

Leave a Comment