Трубадуры и труверы

Трубадуры (французское troubadours, от окс. trobar — слагать стихи) или, как их еще часто называют, менестрели — это поэты и певцы эпохи Средневековья, творчество которых охватывает промежуток времени с XI по XIII столетие, а расцвет его начинается в XII, а заканчивается в начале XIII века. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции, его главным центром был Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на так называемом романском (прованском) языке, который был распространен во Франции к югу от Луары, а также в расположенных по соседству с Францией областях Италии и Испании. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах.
Искусству трубадуров было родственно творчество труверов. Появившись в южных областях Франции при тех же исторических условиях, что и музыка трубадуров, лирические произведения труверов имели много общего с ней. Более того, труверы находились под прямым и очень сильным влиянием поэзии трубадуров, что было обусловлено интенсивным литературным обменом.

Предлагаем вам познакомиться с творчеством двух, пожалуй, наиболее известных представителей этого музыкального направления – Адама де ла Аля и Тибо IV Шампанского. Они – явно коллеги по цеху, но в то же время как две стороны одной медали: в сочинениях одного явно прослеживается влияние духовной музыки, у другого сильнее светские мотивы.

Адам де ла Аль 

…или де ла Галь, фр. Adam de la Halle, также известный под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu (1240, Аррас — 1287, Неаполь) — французский поэт и композитор, трувер.

Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 г. сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер.

Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), не менее 18 jeux partis (песни-диалоги куртуазного содержания; см. Тенсона), 16 рондо, 5 политекстовых мотетов в стилистике Ars antiqua (в отношении ещё 6 мотетов авторство Адама оспаривается). Кроме того, Адам — автор двух небольших пьес: «Игра о беседке» (Je de la feuillée, ок. 1276) и «Игра о Робене и Марион» (фр. «Jeu de Robin et de Marion», ок. 1282 — 1285; с обширными музыкальными вставками), которую исследователи рассматривают как дальний прообраз оперы.

Адам де ла Аль – A Dieu commant amouretes

 

Адам де ла Аль – A jointes mains vous proi

 

Адам де ла Аль – Bonne amourete me tient gai – Dame, or sui trais

 

Адам де ла Аль – Dieus soit en cheste maison

 

Адам де ла Аль – Or Est Bayard

 

Адам де ла Аль – Qui a droit veut amours servir

 

Адам де ла Аль – Se li maus c’amours envoie

 

Адам де ла Аль – Tant con je vivrai

Тибо IV Шампанский

… или по-французски Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 года, Труа — 8 июля 1253 года, Памплона) граф Бри, граф Шампани (с 1225 года), король Наварры (Тибальдо I «Трубадур» — Theobaldo de Navarra) (с 1234 года), сын Тибо III Шампанского.

Трувер и поэт средневековой Франции, создавший большое количество произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), различные лирические песни о любви с аккомпанементом, религиозные поэмы, сирвент. За ним закрепилось прозвище «принц труверов». На него оказала влияние лирика Прованса. В его творчестве прославляется служение знатной Даме, которая отождествлялась современниками с Бланкой Кастильской, матерью короля Людовика IX.

Тибо IV Шампанский – Chancon ferrai

 

Тибо IV Шампанский – Coustume est bien, Par Dieu, Sire de Champagne

 

Тибо IV Шампанский – Dame Sire Phelipe

 

Тибо IV Шампанский – L’autrier per la matinee

 

Тибо IV Шампанский – Seigneurs, sachiez qui or ne s’en ira, par Rene Zosso

 

Тибо IV Шампанский – Une dolor enossee Fueille ne flours

 

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта Средневековая музыка

Leave a Comment