Средневековая музыка

От готического Средневековья сохранились сведения о параллельном сосуществовании по крайней мере четырех музыкальных потоков в Европе. Во-первых, это творчество бродячих певцов и исполнителей на музыкальных инструментах, которые переносили из замка в замок, из города в город различные музыкальные новшества, неожиданно сочетая их с древнейшими пластами народной музыки. Во-вторых, это подлинный расцвет поэтической и вокальной лирики в творчестве дворян-трубадуров. В-третьих, это деятельность только что возникших цехов музыкантов-миннезингеров. И, в-четвертых, сильно активизировавшаяся деятельность монастырских школ духовной музыки.

Жонглеры, менестрели, шпильманы, как их называли в разных краях, долго оставались единственными представителями светской музыки. Все они были похожи друг на друга, и все были немного разными. Так жонглер (французское jongleur от лат. joculator – “шутник, остряк”) — это странствующий балагур и, скорее, народный умелец, чем профессиональный музыкант. Менестрель (французское menestrel от позднелатинского ministeriahs – “состоящий на службе”) — это шут-музыкант, служащий дворянину. Шпильман же (немецкое Spielmann от Spielen – “играть” и Mann – “человек”) относился к своему ремеслу более профессионально. Не случайно чуть позже именно из шпильманов возникнет европейский профессиональный миннезанг.



С конца XI века в Провансе, на юге Франции, стали появляться первые образцы музыкально-поэтического творчества трубадуров (французское troubador от провансальского trobar – “находить, слагать стихи”). Искусство трубадуров-рыцарей активно развивается около двух столетий. А к середине XII века уже известны имена и наиболее выдающихся труверов (от французского trover – “придумывать, сочинять”), то есть поэтов-музыкантов из числа горожан.

В изысканных и довольно сложных по форме песнях трубадуры воспевали рыцарскую любовь, героические подвиги во время крестовых походов. Характерными песнями трубадуров стали следующие. Альба (от лат. alba – “утренняя заря”), написанная часто в форме диалога, рисовала расставание влюбленных после ночного свидания. Пасторелу (от французского pastourelle – “пастушка”), писали также в форме диалога, где изображали встречу рыцаря с пастушкой. Сирвента (от лат. servo – “служу”) чаще всего содержала выпады против личных и политических врагов трубадура. Плач выражал скорбь трубадура по утрате близкого человека. Тенсона (от лат. tensos – “спор”) являлась песенным диспутом двух трубадуров на лирические, политические или философские темы.

Песни труверов отличаются от песен трубадуров более ясно очерченным ритмом и строением, а также большим разнообразием форм. Основными формами песен труверов стали: баллада (от позднелатинского ballo – “танцую”) — танцевальная песня, содержащая сольный куплет и хоровой припев; рондо (от французского rond – “круг”) — музыкально-поэтическая форма, состоящая из двух построений, постоянно повторяемых с одним и тем же или разным текстом; виреле (от старофранцузского vireli – “припев”) песенная форма, очень напоминающая рондо, с тем только отличием, что все время повторяющиеся построения гораздо меньше по размерам.

______________________________

Полный вариант статьи здесь: Музыка

На настоящий момент доступны следующие рубрики:

Трубадуры и труверы

Трубадуры или, как их еще часто называют, менестрели — это поэты и певцы эпохи Средневековья, творчество которых охватывает промежуток времени с XI по XIII столетие

Leave a Comment