О народе корнов, его истории, географии и обычаях. Глоссарий

Почти за полтысячи лет до событий “Наследства Каменного короля” вождь народа корнов Эдгар, по прозвищу Длинная Шея, вторгся на этот остров и подчинил его огнём и мечом.

Завоевание было жестоко и кроваво; как писал монах по имени Гильдас, «огонь ярости корнов лизал своим красным языком весь Западный океан».

Жестокость завоевателей выжгла историю некогда богатого острова: кроме пустых имён некоторых древних правителей, малопонятных легенд и полудюжины великолепных замков от неё не осталось ничего.

Эдгар Длинная Шея приплыл сюда на семи кораблях, и каждым из них командовал свой эорлин. Эдгар был одним из них, а кроме него: Артайр, Рикберт, Вуффа, Гутрум, Крон и Волтер. Они поделили захваченные земли, основав семь герцогств, и выбираемый герцогами король стал лишь первым среди равных.

Хронология

История королевства Корнваллис полна загадок и неточностей. Первая его известная летопись была составлена магом по имени Гайверн, прибывшем сюда на корабле Эдгара Длинная Шея. Перу Гайверна принадлежит «Хроника корнов», увы, не законченная, и сохранившаяся до настоящего времени лишь во фрагментах. Из неё мы знаем об обстоятельствах завоевания, а также (во многих подробностях) историю знаменитой Войны Цветов, вспыхнувшей между бывшими собратьями по оружию и закончившейся поражением Эдгара. Сам Гайверн, выполнявший роль советника первого короля, после этих событий был вынужден удалиться в изгнание, и рукопись «Хроники» обнаружили спустя много лет после его смерти.

Наступившая эпоха Семикоролевья только добавила путаницы: в каждом из княжеств велись свои летописи, причём за начало изложения принимался либо год отплытия корнов из Скандора, либо момент их высадки в Корнваллисе, либо год создания королевства Эдгара, либо, наконец, начало правления их собственного герцога, первого после Войны Цветов, причём во всех случаях за точку отсчёта принимался произвольный Год Основания, якобы один и тот же для всех хроник.

Когда при Мередидде Уриене королевство было объединено вновь, казалось бы, хронологической путанице пришёл конец, однако предыдущая история оказалась перечёркнута. Мередидд словно стремился стереть из памяти потомков воспоминания о тех временах, когда королевская власть была слаба и испытывала бесконечные унижения от её же подданных, и приложил все усилия к тому, чтобы переписать историю корнов. При нём был начат объёмный труд, известный как «Хроники королевства Корнваллис», в котором изложение событий, связанных с периодом Семикоролевья, намеренно опускалось либо сжималось до минимума. Та же участь постигла «Историю Каменного короля Мередидда Уриена», составленную ещё при жизни Собирателя королевства. Если перечень его славных деяний в первые шесть лет правления занимает сорок семь глав, то события Войны Теней и история объединения государства уместились всего в две, причём изложенные туманным и велеречивым языком.

Некое подобие порядка наступило с восшествием на престол Ллойна Длиннобородого, после которого королевство на протяжении почти полутораста лет не знало значительных потрясений, но царствование Идриса Леолина внесло свои коррективы. Упорное насаждение культа Триединых богов и искоренение старой веры вследствие излишнего рвения исполнителей нередко сопровождалось бессмысленным уничтожением древних манускриптов, так что в настоящее время мы можем лишь приблизительно восстановить хронологию основных событий истории Корнваллиса. Тэлисин-Скороход, оставивший подробное описание своих странствий по королевству, вставил в свою книгу меткое замечание, достаточно точно характеризующее сложившееся положение вещей: «Наше прошлое, – написал он, – непредсказуемо».

Итак, сравнивая различные документы, историк Флодоард Рейхский предлагает следующую хронологию наиболее важных дат и событий в истории Корнваллиса:

1-10 гг. – Правление Эдгара Длинная Шея. Начало строительства Лонливена. Война Цветов (3-9 гг.).

84-97 гг. – Правление Гарольда Доброго.

122-141 гг. – Правление Осбальда I Толстого. Возведение стен Лонхенбурга. Начало Первых войн.

141-164 гг. – Правление Айоверта Бринмора, Железного короля.

164-175 гг. – Правление Мередидда Уриена, Каменного короля. Война Теней. Окончание Первых войн.

175-209 гг. – Правление Ллойна Длиннобородого.

209-237 гг. – Правление Этельреда I.

237-260 гг. – Правление Гвейна Храброго. Здесь начинается “Круг земной”.

260 г. – Правление Эирлис Снежинки.

260-287 гг. – Правление Олафа Толстого, первого короля из дома Даннидиров. Поражение Олафа в войне с герцогом Алейном Бедвиром.

287-304 гг. – Правление Лотара Пьянчужки.

304-305 гг. – Правление братьев-королей Модреда, Эдрика, Гарета. Здесь начинается “Безобразная Эйвион”.

305-312 гг. – Правление Этельреда II Анжского.

312-335 гг. – Правление Осбальда II.

335-363 гг. – Правление Идриса Леолина, Гонителя магов. Основание Ордена Вопрошающих.

363 г. – Правление Сигеберта Леолинена. Правление Беорна Леолинена. Война магов. Разрушение Сидмонского монастыря. Здесь начинается “Чёрная книга”

363-374 гг. – Правление Илидира Слабого. Строительство Вала.

395-422 гг. – Правление Эдгара Блодвена.

451-467 гг. – Правление Роберта I Даннидира.

467-485 гг. – Правление Роберта II Даннидира.

485 г. – Начало правления Роберта III Даннидира. Здесь начинается “Наследство Каменного короля”.

_________________________________________________________

Ниже даётся пояснение некоторых географических названий, имён, малопонятных терминов и фактов, знание которых может помочь читателю понять во многом запутанную историю Корнваллиса. Терминам, выделенным курсивом, посвящены отдельные статьи.

 Анг. 1) Замок. Некогда Анг был столицей Рикберта Злого, одного из первых князей (см. Первородные), но впоследствии поменял владельцев. Стоит в излучине реки Ди, одного из северных притоков Тэлейт. 2) Название одноимённого герцогства.

 Анеурин. Большой порт на берегу моря Арит.

Аонгусова ночь. Праздник бога любви, весьма популярный в южных землях Корнваллиса. См. также Боанн.

Апенраде. Одна из крупнейших рек в королевстве Корнваллис. Начало она берёт в Срединных горах и, вбирая в себя воды множества притоков, водопадом низвергается в Гриммельнский овраг.

Ардланн. Замок в графстве Дакр, резиденция графов. Замок имеет важное стратегическое значение, ибо запирает единственный северный путь в Чёрные горы.

Арит. Море, омывающее восточное побережье Корнваллиса. Корны, жители королевства, не любят плавать по океанским просторам, а потому черпают знания о далёких землях из своих легенд или из рассказов Морского народа, обитающего на островах. Говорят, что за морем Арит находится обширный континент с разными королевствами, товары из которых ценятся в Корнваллисе: например, зеркала и стеклянные изделия из Вецилии, оружие из Восточной империи, или вина из Бургин Маре.

Аир. См. Триединые боги.

Балморал. Столица Нордмонта. Здесь стоит самый древний в Корнваллисе Храм Первых богов.

Бедвир. Одно из крупнейших герцогств в королевстве Корнваллис, и одновременно – родовое имя герцогов. Герцогство Бедвир располагается в северо-западной части королевства, с юга оно граничит с герцогством Когар, с севера ограничено Нордмонтом. После войны, случившейся между герцогом Алейном Железным и королём Олафом в 285-286 гг., последний был вынужден даровать Бедвирам права на все неосвоенные земли к западу от его владений. Герцоги Бедвир по праву рождения принадлежат к Первородным. Герб герцогства Бедвир – красный единорог на синем фоне, девиз: «Всегда на ногах». Столица – город-замок Бреотигерн.

Беркли. Одно из крупнейших герцогств в королевстве Корнваллис, и одновременно – родовое имя герцогов. Герцогство Беркли располагается в южной части королевства, с юга оно ограничено Срединными горами, с севера – истоками реки Тэлейт. Столицей герцогства является город-замок Крид. Герцоги Беркли по праву рождения принадлежат к Первородным. Герб герцогства Беркли – вепрь с рогом на носу.

Боанн. Супруга Эогабала, отца Всех Богов и Создателя мира. Считается покровительницей женщин и исполнительницей их желаний. Её стихия – вода, а потому сущность Боанн проявляется во всём, что имеет к воде хоть какое-то отношение: в деревьях и цветах, дожде и радуге, и потому все живые исбри почитают её за верховную госпожу. Боанн не всегда хранит верность своему мужу: говорят, среди её сыновей есть некий Аонгус, зачатый от морского чудовища. Аонгус – бог любви; его тело покрыто цветами, и всякий, кто срывает цветы без дела, наносит ему страшную боль. Особым покровительством Боанн пользуются первородные женщины, которым она передаёт свою силу и многовековую мудрость. См. также Первые боги.

Вал (Гриммельнский Вал). Величественное строение на юге Корнваллиса, протянувшееся от Кайрфилли на западе до Денбаха на востоке. В ходе Войны магов на землю оказались выпущены многочисленные порождения тёмного бога Вила. С целью защитить королевство Илидир Слабый повелел построить Вал, который оградил бы его владения от Гриммельнской чащи, самого большого Тёмного леса в Корнваллисе. Тем не менее, вскоре выяснилось, что каменные укрепления не в состоянии остановить чудовищ, имеющих не физическую сущность, и Илидир был вынужден обратиться за помощью к последним оставшимся в живых магам. Объединёнными усилиями они возвели над Гриммельнским лесом магический купол, оказавшийся, однако, несовершенным, что привело к возобновлению гонений на магов.

Вил. Повелитель Тьмы. Его происхождение не вполне понятно: одни говорят, что Вил – это первенец Эогабала и Боанн, восставший против своего отца, и в наказание низвергнутый в подземное царство, другие – что Вил существо более древнее, чем сам Создатель мира. Он мог быть одним из изначальных исбри, необузданных стихий, со временем подчинённых и упорядоченных Первыми богами. Но, так или иначе, он оказался заперт в пещерах Гленкиддираха, где повелевает чудовищами. Вил не имеет внешности; он – олицетворение мрака и ужаса. Он ждёт своего часа, когда сможет вырваться наружу и вновь явить миру своё могущество. См. также Первые боги.

Вилланы. Крепостные крестьяне, однако их зависимость от господина может быть разной: одни принадлежат ему телом и душой, их можно продать и даже убить безнаказанно, другие всего лишь не могут уйти с земли без его согласия, а у некоторых даже есть собственность.

Война магов. Несмотря на то, что события Войны магов произошли относительно недавно, её история во многом неясна. В течение 363-го года в ходе междоусобиц погибли все потомки Идриса Леолина, и некоторые исследователи утверждают, что истинными виновниками смуты являлись ревнители старой веры. Как пишет Флодоард Рейхский, с целью призвать нарушителей к порядку король Беорн Леолинен осадил Сидмонский монастырь, оплот магов, однако последние призвали на помощь тёмные силы, и король был повержен. Сами же маги, оказавшись не в силах обуздать порождения Вила, стали жертвами своего же колдовства. См. также Вал.

Война Теней. Тёмный и плохо изученный период в истории Корнваллиса, связанный со временем правления Мередидда Уриена, известного под двумя прозвищами: как «Каменный король» и как «Собиратель королевства». Мередидд, до того не отличавшийся никакими талантами, начал войну с остальными эорлинами, рассчитывая добиться укрепления центральной власти. За несколько месяцев он сумел нанести князьям сокрушительное поражение и заставил их признать своё верховенство. О событиях тех лет повествует «История каменного короля Мередидда Уриена», однако в настоящее время почти все списки этого документа утеряны либо намеренно спрятаны. Знакомые с манускриптом люди уверяют, что в «Истории» события расписаны почти по дням, изложены чётко и понятно, кроме эпизодов, касающихся именно этой войны: безымянный автор начинал путаться и впадать в образность и велеречивость, когда нужно было рассказать о том, как Мередидд победил своих врагов. В связи с ограниченностью круга источников само название «Войны Теней» остаётся загадкой.

Война Цветов. См. Первородные.

Вопрошающие. См. Орден Вопрошающих.

Времена года. Год у корнов делится на десять месяцев, не равных друг другу по длительности, и включает семь летних и три зимних месяца. Каждый месяц делится на две части: светлую (от новолуния до полнолуния) и тёмную (от полнолуния до новолуния).

Началом года считается Утиный месяц, иначе называемый месяцем Единения, во время которого Врата подземного царства раскрываются и выпускают в мир людей души умерших. Приблизительно соответствует началу нашего ноября.
Месяц Бурь, самый холодный в году, длится с середины нашего ноября до конца января.
Месяц Рыбы (февраль) отмечен началом рыболовства.
Каплень (март).
Бычий месяц (апрель) знаменуется началом выгона скота на пастбища.
Месяц Колосьев (май).
Месяц Лосося (июнь) – начало нереста этой рыбы.
Луговой месяц (июль-август).
Месяц Урожая (сентябрь).
Мокрень, иначе именуемый Жёлтенем (октябрь-середина ноября), последний месяц года.

Гладды. Наёмники, которым по разным причинам перестали платить, иногда оттого, что их лорд был убит или потерпел поражение, а иногда – от простой нехватки денег.

Умеющие обращаться с оружием и привыкшие жить за счёт войны, гладды сбиваются в шайки, в основном мелкие, но изредка – очень большие, по сотне человек. Гладды живут мародёрством, и во время междоусобных войн превращаются в большую проблему для властей.

Гленгорм. Графство на юге Корнваллиса.

 Гленкиддирах. Долина в Чёрных горах на востоке Корнваллиса. По преданию, раньше на этом месте стояла огнедышащая гора, скрывавшая единственный вход в обиталище Первых богов. Во время Войны магов Гленкиддирах взорвался, и ныне это просто болотистая местность с крепостью Марч.

Гриммельн. Гигантский овраг на юге королевства Корнваллис, протянувшийся с запада на восток почти от Харлеха и до моря Арит. Гриммельн вбирает в себя воды многих окрестных рек и ручьёв, которые текут в его чёрных глубинах. У моря Арит овраг настолько глубок и широк, что в него на несколько миль вглубь могут заходить даже морские корабли. Гриммельн пользуется дурной славой, ибо на южном его берегу расстилается самый большой в Корнваллисе Тёмный лес, в котором, как говорят, нашли себе прибежище орды дхаргов. Вследствие всего этого Гриммельн является естественной южной границей королевства, пересекать которую отваживаются лишь немногие.

Гриммельнский лес. Тёмный лес, простирающийся к югу от оврага Гриммельн.

Грохен. Медная монета. См. Керн.

Гули. Порождения Вила. Жуткие с виду твари, с длинными паучьими лапами с когтями, благодаря которым они могут лазать даже по потолку. Лазают они стремительно и нападают внезапно. У них огромные пасти, заполненные сотней мелких острых зубов, чёрная, словно лакированная кожа, а глаза большие и мертвенно-синие. Гули не любят яркий свет, и предпочитают тёмные и влажные пещеры.

Даннидиры. Королевская династия в Корнваллисе, ветвь династии Эдгариддинов. В 260 гг. умер король Гвейн Храбрый, который, за неимением прямых наследников, оставил трон своей сестре Эирлис, супруге графа Эйра Даннидира.

Дарн. Серебряная монета. См. Керн.

Дарш’ваар. На языке дхарговВал, а также земли за ним.

Деверо. Графство в королевстве Корнваллис, и одновременно – родовое имя графов. Графство Деверо занимает небольшую область между Срединными и Чёрными горами. По его территории проходит Северный тракт – крупнейшая дорога королевства, связывающая северные и южные земли. Графы Деверо, как и большинство прочих властителей, принадлежат к числу эорлинов, однако не являются Первородными.

Дети деревьев. См. Дхарги.

Длинная Лошадь. Крупное селение на Восточном тракте.

Дубренская чаща. Тёмный лес, находящийся в самом центре королевских владений, всего в одном дне пути от Лонхенбурга, к югу от реки Тэлейт.

Дхарги. Существа, обитающие в лесах за оврагом Гриммельн. Дхарги не похожи на людей: высокие, на голову выше обычного человека, с мощным торсом и ногами, напоминающими козлиные, однако вместо копыт на каждой ноге у них по три пальца с крепкими когтями. Морды у дхаргов разнообразные и больше походят на звериные, с длинными клыками, торчащими вверх. Их устрашающая внешность заставляет большинство людей причислять дхаргов к животным или порождениям Вила, однако редкие путешественники уверяют, что дхарги – относительно цивилизованный народ. Об этом свидетельствуют их одежда в виде расшитых бисером набедренных повязок, ожерелья на шеях и металлическое оружие. Говорят даже, что у дхаргов есть свои города и государства, однако жители Корнваллиса не склонны доверять этим сведениям, почитая их за выдумки.

Жёлтень. Один из осенних месяцев в календаре, принятом в королевстве Корнваллис, приблизительно соответствующий нашему октябрю. См. Времена года.

Идрис Леолин. Король Корнваллиса в 335-363 гг. Известен под прозвищем «Гонитель магов», поскольку именно во время его правления в Корнваллисе был учреждён Орден Вопрошающих, в число главных задач которого входило уничтожение старой религии и насаждение веры в Триединых богов.

Илидир Слабый. Король Корнваллиса в 363-374 гг., внук Идриса Леолина, сын Теодрика, герцога Когар. В его правление была возведена основная часть Вала.

Инэ. См. Триединые боги.

Исбри. Общее название духов природы. Предполагают, что изначально это имя носили стихии, однако представления об этом забылись после прихода Первых богов, подчинивших себе силы природы. Исбри разнообразны по внешнему виду и характерам: некоторых из них можно увидеть, как, например, Матолуха, водяного духа, другие, подобно крушинкам, являются человеческим взорам только тогда, когда сами хотят этого, но большинство невидимы и неощутимы. В связи с этим люди склонны выделять живых и неживых исбри. Живые – это те, которые проявляют себя внешним видом, движением или действиями, в то время как о неживых сказать ничего нельзя, кроме того, что они существуют, как, например, исбри камней. Исбри нередко враждуют друг с другом и в целом неприязненно относятся к людям, однако их можно задобрить. Исбри можно встретить везде, но безраздельно они господствуют лишь в Тёмных лесах. См. также Первые боги.

Каплень. Один из весенних месяцев в календаре, принятом в королевстве Корнваллис, приблизительно соответствующий нашему апрелю. См. также Времена года.

Керн. Золотая монета. Денежная система Корнваллиса очень проста: один золотой керн равен пяти серебряным дарнам, а один дарн – двадцати медным грохенам. Среди бедноты распространены также полугрохены. Керны имеют приблизительно одинаковый вес, однако изображения на них разнятся в зависимости от того, где они отчеканены. Со времён Эдгара Длинная Шея право чеканить золотую монету принадлежит исключительно Первородным князьям.

В некоторых областях Корнваллиса имеют хождение и другие монеты. Так, в королевских владениях известны золотые гинеи (6 кернов) и серебряные марки (2 дарна).

Килгерран. Крупнейший замок в Нордмонте, резиденция графов Тэлфрин.

Клеймор. Замок и графство в королевстве Корнваллис, и одновременно – родовое имя графов. Графство Клеймор занимает узкую и длинную полосу земли, протянувшуюся вдоль Северного тракта от графства Деверо (на севере) до оврага Гриммельн (на юге). Графы Клеймор, как и большинство прочих властителей, принадлежат к числу эорлинов, однако не являются Первородными.

Когар. Герцогство в королевстве Корнваллис, издревле входящее в состав королевских владений. По традиции герцогом Когар становится старший сын либо брат короля. Герцогство располагается к северу от верхнего течения реки Тэлейт, и на юге граничит с герцогством Беркли и графством Альбрад. Столицей Когара является замок Гранмор.

Корнваллис. Королевство, основанное предводителем корнов Эдгаром Длинная Шея. От континента Корнваллис отделяет море Арит, бурное, но довольно оживлённое, поскольку по нему пролегают многие торговые пути. Предполагается, что Корнваллис находится на острове, однако до настоящего времени многие его земли до конца не исследованы. Восточная его часть наиболее обжитая, в то время как юг королевства занимает Гриммельнский лес, почти не знакомый людям, север Нордмонта горист, холоден, и заселён непокорёнными племенами, а западная часть практически недоступна из-за сплошной горной цепи, протянувшейся с юга и до герцогства Бедвир. Редкие путешественники утверждают, что горы расстилаются на запад сплошным массивом; там обитают дикие племена, признающие власть только своих старейшин. В связи с этим полных карт Корнваллиса не существует, соответственно, нет и уверенности в его островном положении. Корнваллис, хотя и именуется королевством, на деле не един, и власть монарха распространяется на многие области лишь номинально. См. также: Первородные.

Корны. Народ Корнваллиса. Корны не являются коренным населением королевства. Когда-то очень давно их предки приплыли из-за моря на семи кораблях под предводительством Эдгара Длинная Шея, ставшего после завоевания первым королём Корнваллиса. Сведения о тех временах нечетки и противоречивы, а сохранившиеся древние манускрипты ничего не говорят о том, кто был врагами корнов.

Королевский сотрапезник. Словосочетание, доставшееся в наследство от времен первых корнов. В давние времена оно обозначало высокую степень доверия короля к этому человеку, а ныне сохранилось для обозначения управляющего тем или иным королевским поместьем.

Крид. Один из крупнейших и красивейших замков в Корнваллисе, резиденция герцогов Беркли. Стоит на северных склонах Срединных гор, на берегу большого озера.

Крушинки. Лесные исбри, являющиеся людям в виде обнажённых женщин с длинными волосами и ослепительно белой кожей. Крушинки обладают уникальным даром: они могут лечить тяжелейшие раны, однако плата за исцеление чаще всего оказывается несоразмерно велика.

Ллевеллин. Герцогство и одновременно родовое имя герцогов. Расположено на крайнем юго-востоке Корнваллиса, южная его граница непосредственно примыкает к оврагу Гриммельн. Герцог Пемброк Ллевеллин принадлежит к числу Первородных. Его резиденция – замок Драмланриг, возведённый на скале в море Арит.

Ллойн Длиннобородый. Король Корнваллиса в 175-209 гг., сын Мередидда Уриена.

Лонливен. Королевский замок в Лонхенбурге. Лонливен имеет долгую и трудную историю. Заложенный королём Эдгаром, он трижды до основания рушился мятежными князьями, не желавшими допускать чрезмерного усиления монарха. Последовавшие за Войной Теней долгие годы мира вкупе с леностью и слабостью королей наложили отпечаток на внешний облик Лонливена: каменными в нём остались лишь главная башня и крепостные стены, всё прочее же пространство застроили деревянными домами. Однако в царствование Эдгара Блодвена (395-422 гг.), известного также как Строитель, Лонливен был полностью перестроен, и по праву занял своё место в ряду крупнейших и красивейших замков королевства.

Лонхенбург. Столица Корнваллиса, которая считается таковой лишь потому, что здесь со времён Эдгара Длинная Шея находится главная резиденция короля – замок Лонливен. Фактически же королевство раздроблено, а некоторые из Первородных даже никогда не были в Лонхенбурге. Тем не менее Лонхенбург является самым большим городом в землях корнов. Столица стоит на берегах Тэлейт, в её в среднем течении, и занимает ключевое положение на Северном тракте, что в итоге делает её важнейшим торговым и военным центром.

Маги. Жрецы старой веры, проповедующие религию Первых богов. Каждый из магов принадлежит к одной из трёх общин, тесно связанных друг с другом: есть маги Огня, Воды, и Тёмные маги, в просторечии называемые красными, синими и чёрными. Говорят, что маги обладают сверхъестественными способностями, дарованными им Первыми богами, и их предназначение прежде всего состоит в поддержании Великого равновесия. Их вера, кроме прочего, является основой сложившегося в Корнваллисе порядка, ибо учит, что каждый из Первородных князей является носителем крови Эогабала, Отца Всего Сущего, и Матери Боанн, а предки Первородных посланы на землю, чтобы управлять народом корнов и исполнять волю богов. Преследования со стороны короля Идриса Леолина и Ордена Вопрошающих привели к тому, что значительная часть магов была уничтожена, а остальные вынуждены скрываться, в том числе в замках наиболее могущественных эорлинов, чаще всего под видом лекарей.

Марч. Замок в Чёрных горах, являющийся центром одноимённого графства. Построен после событий Войны магов в горной долине на месте взорвавшегося вулкана Гленкиддирах.

Матолух. Водяной исбри, известный как «матолух» в южной части королевства, и как «нек» ближе к северу. В ожидании жертвы, которую он утаскивает в воду когтистыми лапами, Матолух может обратиться в любую вещь, от коряги до животного.

Мередидд Уриен, по прозвищу Каменный король. Король Корнваллиса в 164-175 гг. Известен также как Собиратель королевства. Наиболее яркие события его правления связаны с так называемой Войной Теней, в ходе которой ему удалось победить и подчинить непокорных князей Корнваллиса. Его победа в Войне Теней знаменовала собой завершение Первых войн за объединение государства. После окончания войны, однако, Мередидд прожил всего несколько месяцев, так и не успев довести до конца дело своей жизни. Его сын и наследник Ллойн Длиннобородый фактически похоронил достижения отца, подружившись с эорлинами и вернув им утраченные земли и привилегии.

Морской народ. Народ, заселяющий так называемые Южные острова, которые находятся в море Арит к юго-востоку от Корнваллиса. Внешне Морской народ (сами себя они называют арканами) заметно отличается от корнов: они преимущественно смуглы и невысоки ростом, свои чёрные волосы они заплетают в длинные косы. Их лбы высоко выбриты, а тела густо расписаны татуировками, которые легко рассмотреть, ибо даже в холодных странах арканы нередко ходят обнажёнными до пояса, как мужчины, так и женщины. Узкие и длинные корабли Морского народа можно заметить по всему морю Арит, и их легко отличить от прочих по треугольным парусам. Когда нет попутного ветра, арканы используют труд невольников-гребцов. Это – народ торговцев, и, несмотря на свой грозный внешний вид, арканы в целом миролюбивы, но только до той поры, пока не почувствуют опасность, и тогда врагам придётся на своих шкурах ощутить остроту их кривых сабель. Жители Корнваллиса нуждаются в товарах, которые Морской народ привозит с континента, и потому один из королей предоставил арканам в пользование большой остров Элькин, находящийся недалеко от впадения Тэлейт в море.

Мортох. Кровожадное чудовище, одно из порождений Вила, с виду похожее на сизо-красный туман. Мортох распространяет вокруг себя парализующее чувство страха.

Наёмники. Солдаты, которых держат на службе владетельные господа. Наёмники объединены в так называемые «ливрейные свиты», различаемые по изображениям на камзолах, щитах, или в иных местах. Каждый из членов свиты приносит клятву верности своему господину, в обмен получая, кроме платы и еды, обещание помощи и поддержки в любой ситуации. См. также Гладды.

Нолтлэндские горы. Обширный горный массив в восточной части королевства Корнваллис. Частью Нолтлэнда считаются Чёрные горы. Хотя Нолтлэндские горы и входят в состав королевских владений, власть монарха здесь не более чем формальность. Нолтлэнд почти непроходим и заселён племенами горцев, живущих по собственным законам.

Нордмонт. Графство в северной части Корнваллиса. Его основателем считается Гутрум Длинноногий (см. Первородные), один из семи вождей корнов, прибывших для завоевания новых земель вместе с Эдгаром. Если южные границы графства проведены достаточно чётко (Нордмонт граничит с герцогствами Бедвир, Когар, Анг и королевскими землями), то северные неопределённы: за Эйлен-Донаном, последним рубежом, высятся бескрайние заснеженные горы, заселённые непокорёнными племенами. Столицей графства считается древний город Балморал с крупнейшим в Корнваллисе Храмом Первых богов, однако главная резиденция графов – это замок Килгерран. Герб Нордмонта – медведь, вставший на задние лапы, с суковатой палкой в передних.

Орден Вопрошающих. Военно-монашеская организация, основанная монахом Хэвейдом с позволения короля Идриса Леолина. Формально Орден состоит из монахов, призванных нести в народ ростки новой, истинной веры в Триединых богов, однако его деятельность имеет заметную политическую подоплеку. Власть Первородных князей в Корнваллисе зиждется на представлении о том, что в каждом из Первородных течет кровь Первых богов, в то время как вера в Триединых богов подразумевает наличие в королевстве только одного государя. Из сказанного вытекают две основные цели Ордена: насаждение новой религии одновременно с уничтожением старой, и укрепление власти короля за счет ослабления эорлинов. Достичь этого невозможно без опоры на силу, и потому Орден держит на службе многочисленные вооруженные отряды со строгой иерархией. Знак Ордена – изображение пламенеющего солнца, восходящего над горизонтом. См. также: Маги.

Первородные. Этим словом называют потомков семи вождей, некогда завоевавших Корнваллис под предводительством Эдгара Длинная Шея. Имена этих вождей: сам Эдгар, а также Артайр, Рикберт, Вуффа, Гутрум, Крон и Волтер. В Корнваллисе верят, что каждый из Первородных князей является носителем крови Эогабала, Отца Всего Сущего, и Матери Боанн, а предки Первородных посланы на землю, чтобы управлять народом корнов и исполнять волю богов. После завоевания Корнваллиса Эдгар сделал попытку захвата всей власти, однако проиграл войну, и был вынужден признать власть Семи Князей. События этих лет получили название Войны Цветов, потому что после победы над Эдгаром, в насмешку над ним, князья сорвали с его головы корону, заменив её цветочным венком. Наступивший за тем период в истории Корнваллиса нередко именуют Семикоролевьем.

Впоследствии, при короле Мереддидде Уриене в ходе Войны Теней выжили потомки всего пятерых из них: Эдгариддины (короли Корнваллиса), герцоги Ллевеллин, Беркли, Бедвир и граф Тэлфрин.

Каждый из Первородных является полновластным господином в своих землях, а король формально считается первым из них. Согласно «Закону корнов» любой из Первородных признаётся имеющим право на корону по праву первой крови. Король же должен избираться общим решением из их числа, однако в настоящее время Первородные сквозь пальцы смотрят на то, что венец Корнваллиса передаётся в семье Эдгариддинов от отца к сыну: королевская власть довольно слаба и князья не видят в этом опасности для себя.

Следует различать собственно Первородных и тех, в чьих жилах течёт первородная кровь. Об этом см. Эорлины.

Первые боги. Первые боги Корнваллиса определённо являлись богами природных сил, пришедшими на смену изначальным исбри – необузданным стихиям. Исбри, однако, не были уничтожены, а оказались подчинены и упорядочены новыми властителями. Преследования старой веры со стороны королевской власти и Ордена Вопрошающих привели к тому, что священные книги корнов сгорели в пламени костров либо оказались спрятаны от людских глаз, но народная молва донесла до нас имена многих из этих богов.

Эогабал, называемый Отцом Всего Сущего, главенствует над Первыми богами. Его стихия – огонь, поэтому не удивительно, что местом его обитания считается единственный в Корнваллисе вулкан Гленкиддирах. В подземных недрах этой горы Эогабал держит в заточении Вила, повелителя зла и ужаса – как говорят, он может быть падшим сыном верховного бога, а возможно, одним из изначальных исбри. Матерь Боанн считается супругой Эогабала. Её сила – в воде. Аналогичным образом каждый из богов имеет отношение к какому-либо из природных явлений либо живых существ, и повелевает соответствующими исбри. Так, Куанне – это бог земли; от Ассе, его сестры-близнеца, зависит всё то, что произрастает из почвы; Круаху является царём водяных тварей; Айлех – повелительницей птиц, и так далее.

Изображения Первых богов запрещены, но, по представлениям корнов, облику каждого из них в той или иной степени присущи человеческие черты. Айлех имеет вид женщины, покрытой перьями, и с похожими на орлиные крыльями; Хуг, каменный бог, является людям в виде огромного голема, словно вырубленного из скалы, и так далее.

Исбри – это низшие существа, однако, не забывая о богах, именно им корны оказывают наибольшее почтение, поскольку исбри имеют непосредственное отношение к людской жизни. Перед тем, как срубить дерево, лесорубу надлежит задобрить его дух, иначе в следующий раз месть Ассе может настигнуть безбожника; для рыбаков обязательны подношения исбри рыб, и так далее.

Священным символом мироздания является могучее дерево Исбриндор, олицетворяющее равновесие и взаимосвязи, царящие в природе. Так, ягода неразрывным образом связана с кустом, на котором она растёт, а через него с землёй, и водой, давшей ему жизнь. Срывая эту ягоду, мы лишаем пищи птиц – и последовательность таких взаимовлияний бесконечна. Нанося вред одному исбри, люди опосредованно оскорбляют всех прочих, вплоть до корней Исбриндора, и потому сохранение мирского равновесия и незыблемость традиций являются краеугольными камнями учения магов.

Первые войны. Общее название войн корнваллисских королей с эорлинами за объединение государства. Первые войны длились около тридцати лет, и подошли к концу в царствование Мередидда Уриена, которому в ходе Войны Теней удалось подчинить большую часть непокорных князей.

Северный тракт. Крупнейшая дорога королевства, построенная в основном при Мередидде Уриене для военных и хозяйственных нужд. На севере дорога доходит до Эйлен-Донана, на юге – почти до Гриммельнского оврага, где раздваивается на Восточный и Западный тракты.

Сидмонский монастырь.

Некогда один из крупнейших монастырей в Корнваллисе. Находился на горе Сидмон, вблизи южной границы герцогства Беркли. Был уничтожен в ходе Войны магов.

Скандор. Страна на континенте за морем Арит, легендарная родина корнов.

Срединные горы. Обширный горный массив в центральной части Корнваллиса. На востоке он почти смыкается с Нолтлэндскими горами: эти два труднопроходимых горных хребта фактически разделяют южную и северную части королевства.

Стрид. Мера длины, приблизительно равная шагу взрослого мужчины.

Телар. См. Триединые боги.

Тёмный лес. Жители Корнваллиса верят, что это не обычные леса, а живые, подобные огромным животным: они ходят с места на место, засыпают и просыпаются, урчат, раскачивают ветвями и охотятся на случайных путников, а в их глубинах обитают не только исбри, но и страшные существа, сделанные из темноты. Самый большой из Тёмных лесов расстилается к югу от оврага Гриммельн, а другой, Дубренская чаща, находится в самом центре королевских владений, всего в полутора днях пути от Лонхенбурга.

Триединые боги. Это – центральные фигуры новой, истинной веры, усердно насаждаемой Орденом Вопрошающих: Аир, также именуемый Великим Судией, и созданные им из самого себя его братья-сыновья Инэ и Телар. Это – не боги природы, а скорее, боги поступков. Инэ – бог света, добра, мужества, честности и т.д., а Телар – темноты, зла и зависти. Однако фигуры богов не столь однозначны. Инэ одновременно – бог честолюбия и храбрости, которые часто являются спутниками подвигов на поле брани, и нередко сопровождаются убийствами, а тот же Телар, как создатель ночи, считается покровителем плотской любви, божеством, оберегающим сон и, как следствие – защитником домашнего очага.

Их брат-отец Аир выполняет роль Великого Судии. Он создал своих братьев, чтобы с их помощью управлять миром. Миром, в котором хорошее не может существовать без плохого, и наоборот. Но Аир – не только создатель. Он – хранитель равновесия, главная задача которого не допустить чрезмерного усиления кого-нибудь из своих братьев. В отличие от Инэ и Телара Аир почти никогда не вмешивается напрямую в людские дела, но именно он держит в руках весы, на которых взвешиваются все людские поступки. И когда эти весы начинают клониться в ту или другую сторону, Аир принимает меры, временно ограничивая власть одного из братьев и его возможность вмешиваться в течение жизни. Свет должен уравновешиваться равным количеством тьмы.

В этих представлениях Орден Вопрошающих видит сакральный смысл королевской власти. Король, по их мнению, должен выполнять роль верховного правителя, контролировать действия всех эорлинов, наказывать провинившихся и награждать достойных.

Харлех. Замок и феодальное владение на юге королевства Корнваллис. Недалеко от Харлеха берёт своё начало знаменитый овраг Гриммельн.

Хартворд. Графство на юге королевства Корнваллис. Занимает большую область между герцогством Беркли и оврагом Гриммельн.

Чёрные горы. Являются частью Нолтлэндских гор. Своё мрачное название получили, по всей видимости, оттого, что в их центре некогда высился Гленкиддирах.

Эдгар Длинная Шея. Первый король Корнваллиса. См. также: Первородные.

Эдгариддины. Династия королей Корнваллиса, потомков Эдгара Длинная Шея.

Эервен. Бывшее герцогство Корнваллиса, оказавшееся за Валом, родовое владение Мередидда Уриена, Собирателя королевства.

Эирлис. Королева Корнваллиса в 260 гг. Была замужем дважды: 1) за Родриком Оргином. 2) за графом Эйром Даннидиром. Сын – Олаф Толстый, король. См. также Даннидиры.

Эйлен-Донан. Самый северный город Корнваллиса.

Эогабал. См. Первые боги.

Эорлины. Знать королевства Корнваллис. Иерархия знати внешне не сложна и включает в себя (по нисходящей): короля, герцогов, маркграфов, графов, виконтов, баронов и рыцарей. Однако здесь имеются свои подводные камни.

1) Так, безотносительно к титулу среди эорлинов высшее положение занимают Первородные, фактически равные королю.

2) К следующей группе принадлежат эорлины, в чьих жилах течёт первородная кровь. Согласно обычаю, в королевстве должно быть семь Первородных (после Войны Теней – пять). То есть, если у Первородного князя несколько детей, то передать свой статус он может только одному из них, что делается магами посредством священнодейства. Остальным потомкам остаётся лишь гордиться тем, что они ведут свой род от одного из Семи Князей.

3) Наконец, в оставшуюся группу входят эорлины, не имеющие первородной крови, а получившие титулы и земли за службу королю или одному из высших эорлинов. По закону король может отобрать феод у эорлина, не выполняющего свои вассальные обязательства, но на деле это случается чрезвычайно редко.

К числу знати также причисляют некоторых владетельных сеньоров, приобретших титул и замок посредством денежных операций, и, хотя формально они имеют право именовать себя эорлинами, в сословной среде отношение к ним сугубо презрительное.

 

Leave a Comment