Кей Д. Средневековая одежда. Типы тканей в позднем Средневековье (XV в.)

ВСТУПЛЕНИЕ

По результатам дискуссии на мероприятии в замке Верхний Кёнигсбург, тема которой касалась использования тканей для изготовления одежды, участники (Дейв Кей и Гарри Эмблтон) пришли к выводу, что критика, без ссылок на источники информации, которые смогли бы уберечь от повторных ошибок — является совершенно неконструктивной. Дейв распечатал часть руководства «Минимальных Стандартов», которое он изначально написал для ассоциации «Белый Отряд» (1450- 1485), занимающейся Войной Роз. Этот документ содержит небольшое вступление и анализ материалов, использовавшихся для изготовления английской одежды в период с 1460 по 1470 гг. Исключили статьи для новичков, посвященные особенностям и конструкции кроя одежды, оставив только то, что касается материалов для ее изготовления. Дейв произвел тщательное исследование типов одежды и их главных характеристик. Для реконструкции одежды любого периода необходимо понимать, из каких материалов она сделана, только одежда из правильного материала, с правильным узором, плотностью и т.п. подходит для реконструкции. Качество и покрой одежды непосредственно связаны с социальным статусом того, кто ее носит, поэтому в комплексе одежды должны быть согласованы качество и стиль. Тем не менее, важно помнить, что это только вступление и что оно относится только к Англии и только к определенному периоду.

Главы, посвященные коже и меху, включены только для того, чтобы помочь формированию представления о материалах для одежды.



До второй половины XV века одежда в Англии и континентальной Европе была схожей, однако потом произошло стремительное развитие текстильного производства и промышленности, поэтому к концу века проводить какие-либо аналогии было бы неправомерно.

В последней части, Гарри Эмблтон и Дейв Кей добавили статью о мерах, используемых в торговле текстилем.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ОДЕЖДА

Чтобы было легче пользоваться материалом – все социальные слои авторы условно разделили на низшие, средние и высшие. Низший слой включает в себя: рабочих, работников сельского хозяйства, бедных ремесленников и йоменов. Средний слой включает: более зажиточных йоменов и ремесленников, однако основной акцент делается на джентльменах и тех, чей годовой доход составлял 40 и более фунтов. Высший слой составляет дворянство. Слуги в данной системе не учтены, поскольку одежда слуг обычно отражала общественное и финансовое положение владельца дома и положение в доме самих слуг. Данная ситуация регламентировалась законодательством о расходах, позволявшим хозяевам одевать некоторых слуг в одежду, лишь на один ранг уступавшую положению самих хозяев. К примеру, эсквайры королевского двора находились на одном уровне с рыцарями, а прочий командный состав королевского двора обладал теми же привилегиями, что эсквайры и джентльмены.

Совершенно неприемлемо шить одежду, в которой аутентичность вступает в компромисс с личными предпочтениями и современными идеями стиля и удобства. Приоритет принадлежит правильности изготовления одежды и ее соответствию статусу и роли носителя.

СТИЛЬ И МОДА

 Авторы трактатов считали злоупотребления роскошными тканями и пристрастие к вычурным силуэтам всех слоев населения – причиной морального упадка поколения. Так как одежда была основным внешним показателем социальной иерархии, то издавались специальные законы, такие как, например, «Законы о Роскоши» (Acts of Apparel) Эдуарда IV, изданные в 1463 и 1483 годах. «Закон о Роскоши» – это не руководство о том какую одежду носить, скорее акт о том что считать нормой и как различать членов разных слоев общества по их внешнему виду. Эти «Законы» были, скорее следствием, чем причиной.

Экономические и социальные факторы всегда оказывали влияние на то, как одевались различные социальные слои. Потребность сбалансировать практичность с тратами на различные веянья моды, наложили отпечаток на все слои, начиная с рабочего класса и заканчивая дворянством. Однако, каждый социальный класс реагировал на изменения моды по-своему. Одежда среднего и низшего класса показывает множество взаимосвязанных влияний, она не является отражением веяний, действовавших на высшие классы, не является «старомодной тенденцией», когда средние и нижние классы как бы отставали на шаг. Каждая общественная группа имела свой собственный индивидуальный стиль.

МАТЕРИАЛЫ ВЫБОР ТКАНИ

Для понимания сущности средневековой одежды необходимо, прежде   всего, знание о материалах и сырье, из которого она изготавливалась. Ширина, вес, текстура, узор, выделка – совокупность этих факторов влияет на то, как элемент одежды будет конструироваться, какие выкройки будут использоваться. Например, ширина ткани имеет прямое влияние на то, какие выкройки можно использовать. Именно   по   этой   причине,   необходимо   использовать   материалы настолько аутентичные, насколько это возможно. Все ткани должны быть сделаны из чистой шерсти или льна подходящего качества и выделки. Шелк, несмотря на доступность, не должен использоваться, так как он находится вне социальных и финансовых границ одежд, рассматриваемых здесь. Конечно, иногда невозможно купить полностью аутентичную ткань (из нужной шерсти, ручной пряжи и плетения), но нужно стремиться достать ткань настолько близкую к аутентичной, насколько это возможно. При покупке ткани настоятельно рекомендуется принимать во внимание то, для чего она будет использоваться, и будет ли подкладка. Не покупайте дешевую легкую ткань и не пытайтесь использовать дополнительные слои для создания видимости правильного веса – это ложная экономия. Такие изделия неаккуратны, требуют больше работы, неправильно сидят.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР И СТОИМОСТИ

Для всех типов тканей дан сравнительный справочник, в котором указаны три параметра: первый и второй – это оригинальная стандартная ширина ткани и среднестатистическая цена за стандартную меру; третий – это сравнение стоимостей на основании цены за «четверть». Это условная мера, которая позволяет провести приблизительное сравнение, основанное на стандартной длине и ширине. Во всех измерениях использованы английские цены и меры. Приблизительно они выглядят так:

Деньги: 1 фунт = 20 шиллингов = 240 пенсов. 1 шиллинг = 12 пенсов. Ежедневный заработок квалифицированного ремесленника составлял 4 пенса в день, у неквалифицированного – 2 пенса и у лучника, например – 6 пенсов.

Меры длины: 1 ярд = 36 дюймов = 91,5 см. Фламандский локоть (ell) = 27 дюймов = 68,5 см. Английский локоть (ell) = 45 дюймов = 114 см.

ШЕРСТЯНАЯ ТКАНЬ

Основной процент текстиля, использовавшегося для изготовления одежды, производился из шерсти – либо в виде готовой ткани: сукна (wool), камвольной ткани (worsted), либо в виде фетра (felt). Производство одежды шло в больших масштабах с огромным количеством вариантов выделки и качества, даже для какого-то одного вида ткани. Главными различительными чертами были выработка (количество нитей и степень сложности плетения) и вид выделки.

Сукно производили на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию, то есть из шерсти тонкорунных овец. Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым, сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность и только потом красили, именно этим объясняется его высокая стоимость.

Ворстед — ткань облегченного типа производства с видимым переплетением нитей. Изготавливалась из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали, зачастую с попаданием остевого волоса. Были более дорогие и более дешевые сорта. Пряжа красилась перед производственным процессом, поэтому могла иметь различные цвета утка и основы.

Ткани имели различные плетения. Могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходит попеременно над и под основой (вертикальной нитью) или саржевое переплетение (twill), при котором вертикальные нитки, пропускают над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2), см. Приложение. Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.

Финиширование — выделка (чесанием, валянием, подстриганием) помогала производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение. Тем не менее, многие, особенно дешевые ткани не имели валяную поверхность и, наоборот, имели видимое переплетение.

Ассортимент тканей был очень широким. Этому способствовали различные названия тканей в зависимости от типа плетения, выделки, способа окраски, места производства или же сочетания всех вышеперечисленных факторов.

В Англии шерстяная ткань обычно измерялась в четвертях ярда, следовательно, ширина керси – kersey составляла 45 дюймов, что значило 5 четвертей, в то время как бродклос – broadcloth было шириной 63-72 дюйма, составляло 7-8 четвертей.

В данном списке лишь малое количество доступных в то время тканей.

Бродклос (broadcloth) — характерная ширина 63-72 дюйма, 160-183 см. Стоимость от 1 шиллинга 4 пенсов за ярд неокрашенной, обычно же 2-4 шиллинга за ярд (3-7 пенсов за четверть). Ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее более теплой и водонепроницаемой. Обычно эта ткань красилась после изготовления.

Качество и цена сильно различались. Некрашеная ткань стоила 1 шиллинг 4 пенса за ярд, в то время как окрашенная кермесом в малиновый цвет стоила уже 13 шиллингов 4 пенса за ярд! Чаще всего данная ткань стандартных цветов стоила 2-4 шиллинга. Для низших сословий она была недоступна, однако мастер (ремесленник) вполне мог ее себе позволить на гоун или головной убор. Существует много названий для различных типов, степеней выделки и цветов бродклос. Алый бродклос был самой лучшей выделки и самым дорогим, так как окрашивался кермесом – очень дорогим красителем (см. Примечание). Пук – хорошее дорогое сукно, использовавшееся на гоуны, планкет – это дешевая голубая или серая ткань, мастердевиллес – это серая ткань хорошего или среднего качества, а бланкет – дешевая некрашеная ткань.

Из счетов Говардов:

(1465) Acc.Howard in RC 57   320:  Item, a shorte gowne of blakke pewke ffurred wyth martres.

Короткий гоун из черного пука, подбитый куницами.

(1466) Acc.Howard in RC 57  354: My mastyr rekened wyth Herry Galle taylour,   and he axsethe for makenge of a longe gowne of pewke, ij s.

Мой господин передоговорился с портным Гарри Галле, и, тот согласился взять за изготовление длинного гоуна из пука 2 шиллинга.

Взглянем на выдержки из писем Пастонов*:

Letter from Edmond Paston II to John Paston III, October 18, 1471: I haue desyered hym to lend me a gown of puke, and I haue send hym a typet of welvet to boredyre yt [rown]d a- bowthe.

Я смею надеяться, что он одолжит мне гоун из пука, я же, в свою очередь, выслал ему типет (полосу) из бархата для того чтобы отделать его (гоун) по низу.

Letter from John Paston II to John Paston III, January 27, 1476: I wolde in alle hast possible have thatt same gowne off puke furryd wyth whyght lambe.

Я хочу как можно скорее получить тот самый гоун из пука, подбитый мехом белого ягненка.

(1466) Paston (Gairdner) 4.226: For xxiiii yerdes of brod wythtys for gowns, xxvii s.viii d.

За 24 ярда белого (некрашеного) бродклоса для гоунов 27 шиллингов и 8 пенсов.

Margaret Paston to John Paston I 1441, 12, 14: (…) preyng yow to wete þat my modyr sent to my fadyr to London for a govne cloth of mvstyrddevyllers to make of a govne for me.

Из Письма Маргарет Пастон мужу: (…) прошу тебя с моей матушкой прислать моему отцу в Лондон ткани мастердевиллес чтобы изготовить гоун.

Paston letters and papers of the fifteenth century, Part I. Margaret Paston. Copy of Will 1482, 02, 04: Item, I bequeth to Agnes Swan, my seruaunt, my musterdevelys gown furred with blak, and a girdell of blak herneised with siluer gilt and enamelled, and xx s. in money. Завещаю Агнес Свон, моей горничной, гоун из ткани мастердевиллес, подбитый черным мехом (видимо ягненок или овчина) и пояс (of blak?) с посеребрённой и украшенной эмалью фурнитурой, а также 20 шиллингов деньгами.

(1469) Acc.Howard in RC 57 610: iiij yerdes of mustard avelles, price of every yerd, iiij s. iiij d.

Из счетов Говардов: 4 ярда мастердевиллес, цена за ярд 4 шиллинга и 4 пенса.

(1466-7) Acc.Howard in RC 57 493: My master delyverd to the said Bulstrode xviij yerdes of fyne plonket.

Из счетов Говардов: Мой господин доставил упомянутому Бальстроду 18 ярдов прекрасного планкета.

(1466) Acc.Howard in RC 57 170: For iij yerdes of murrey engreyned*,the yerde ix s.

Из счетов Говардов: За 3 ярда темно лилового (цвета шелковицы сукна), цена за ярд 9 шиллингов.

(1465) Acc.Howard in RC 57 319: A yerd of ffyne blankett..x d.

Из счетов Говардов: За ярд хорошего бланкета 10 пенсов.

Will of Isabel Gregory of Hackney, 1431-2(Fifty earliest English wills in the Court of Probate, London: A.D. 1387-1439: with a priest’s of 1454: I be-quethe to Thomas Formannis wyf a russet gounne lynyt with whythe blanket.

Завещание Изабель Грегори Хакни: Я завещаю жене Томаса Форманниса темно- коричневый гоун (или гоун из рассета) на подкладке из белого бланкета.

Murrey engreyned*: murrey – цвет «шелковицы», engreyned – окрашенный кермесом. Цвет шелковицы – считался одним из самых статусных цветов, получался он при помощи окрашивания сукна вайдой или индиго, а затем кермесом. Понятно, что нет единого стандарта на цвет «шелковицы», т.к. окрашивание зависело от многих факторов и оттенки могли быть разными.

Стоит также упомянуть льерское сукно (lier, lure), производившееся в городе Льерр во Фландрии.Это было высококачественное дорогое сукно, зачастую окрашенное в черный цвет. В источниках упоминаются гоуны, худы и головные уборы из этого сукна.

(1429) Will Braybroke in Ess.AST 5 304: To Sr. John Druel..a gowne of blak of lyre   furred with cristigrey.

Из завещания: Сэру Джону Друэлу (…) гоун из черного льерского сукна подбитый серыми белками.

(1434) EEWills 97/4: Y be-quethe to Clemens, the woman that kepes me..a kyrtell of musterdevylers with grene sleues & an hode of blak of lure.

Из архива английских завещаний: я завещаю Клеменс, моей сиделке (…) киртл из мастердевиллеса с зелеными рукавами и худ из черной льерской материи.

Ворстед (worsted, камвольная ткань) – ширина 36 дюймов – 91,5 см, 1-2 шиллинга за ярд, 3-6 пенсов за четверть. Название «ворстед» было общим для саржевой ткани с видимым переплетением и имевшей различное качество. Изначально она ткалась в Восточной Англии и была очень высокого качества. Есть упоминания, что ее использовали для изготовления дублетов, при условии, что это был легкий ворстед высокого качества.

Вот что пишет Джон Пастон* своей кузине Маргарет:

(1465) Paston 1.140: Myn owne dere souereyn lady, I recomaund me to yow and thank yow of the gret chere þat ye mad me here, to my gret cost and charge and labour. Nomore at this tyme but that I pray yow ye woll send me hedir ij elne of worsted for doblettes to happe me this cold wynter, and that ye inquere where William Paston bought his tepet of fyne worsted whech is almost like silk; and if that be moch fyner thanne þat ye shuld bye me after vij or viij s., thanne bye m [unclear] e a quarter and the nayle therof for colers, thow it be derrer thanne the tother, for I wold make my doblet all worsted for worship of Norffolk rather thanne like Gonnores doblet. To my cousin, Margaret Paston.

Моя дорогая кузина, я надеюсь ты пребываешь в добром здравии! Я прошу тебя об одной услуге, не могла бы ты прислать мне 2 локтя ворстеда для дублетов, чтобы я не замерз наступающей холодной зимой, а также разузнать где Вильям Пастон купил свой типет из прекрасного ворстеда, похожего на шелк(видимо, имеется ввиду свисающая полоса ткани на шапероне, которую перекидывали через плечо), и, если надешь еще тоньше, чем у него за цену 6-7 шиллингов, то возьми мне четверть и нэил* на воротники (дублетов), хотя конечно это будет дороже, но я все же хочу дублет полностью из ворстеда (…).

Will of Agnes Paston, widow of John Paston III, May 31, 1510: Item, I bequeth to Agnes Waserer an old kyrtell off worsted.

Из завещания Агнес Пастон: Я завещаю Агнес Вазерер старый киртл из ворстеда.

*The Pastons Letters – Письма Пастонов. Переписка членов семьи Пастонов – богатых джентри и успешных английских торговцев втор.пол.15в, живших в Норфолке.

**nail=1/16 ярда, 5, 7 см.

Керси (kersey, грубая шерстяная материя) — ширина 45 дюймов – 114 см, 2 шиллинга   6   пенсов   за   ярд,   1,2-4,8   пенсов   за   четверть.   Довольно   тяжелая «национальная» ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение, центр мануфактурного производства – юг Англии, собственно название Керси – дано по месту возникновения производства. Часто упоминается ее использование для изготовления шосс.

В письмах семьи Стоноров* от 1475 года есть список расходов на слуг:

It., a payr close hosyn of russet karyssey, price, xvj. d.

Пара шосс из коричневого(или серого) керси, цена 16 пенсов.

It., a ȝerde off blake russet karyssey to make Richert Baron a dublet, price, xiiij. d.

Ярд темно-коричневого(?) керси для изготовления дублета Ричарду Барону, цена 14 пенсов.

It., to John Blakhall, the yonger, a payre off hosyn off russet karyssey, the price, xviij. d.

Джону Блэкхолу младшему пара шосс из коричневого керси, цена 18 пенсов.

*The Stonors – семья Стоноров, современники Пастонов, богатые джентри и торговцы вт. пол. XV века из Оксфордшира, их обширная переписка также дошла до нашего времени.

Рассет (russet, грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства) – ширина 36 дюймов – 91,5 см. Цену автор статьи не указывает, но мы можем сделать выводы о ее цене по письменным источникам. Недорогая ткань, обычно серая или коричневая. Рассет с поднятым, но неподрезанным ворсом являлся предметом экспорта. Мог использоваться для «повседневной одежды».

Снова из расходов Стоноров на одежду слуг:

It., a ȝerde off russet to make More sone a cote, xvj. d.

Ярд рассета на котту (детское платье) сыну Моры, цена 16 пенсов.

It,delyvered to Richert Baron a ȝerde and an halfe off brode russett the price off a ȝerde xx.d.

Ричарду Барону доставлен ярд с половиной широкого рассета, цена за ярд 20 пенсов.

Item, a cote clothe off Cottohames russet, ij 3erdes off narrowe clothe, the pris, xij d.

На платье из колчестрского рассета, 2 ярда узкой материи, цена 12 пенсов.

Letter from John Paston II to John Paston III, January 27, 1476: Item, I wolde have my longe russett gowne off þe Frenshe russett in alle hast, for I have no gowne to goo in here.

Я бы хотел получить мой длинный гоун из французского рассета, так как у меня нет гоуна, чтобы ходить здесь.

(1475) Stonor   1.153: ij 3erde off medley* russett, price, ij s. viij d.

Счета Стоноров: 3 ярда «многоцветного» рассета ценой по 2 шиллинга 8 пенсов за ярд.

Medley* – обозначение ткани, которая имеет разный цвет, например, утка и основы. Иногда, словом «медли» обозначали ткань типа ворстед, но просто с указанием цвета.

(1438) EEWills   111/3:   To my seruant Iohn Buelt, vj markes & i gowne of   Russet medley furred with blak.

Завещание: моему слуге Джону Булту, 6 марок и 1 гоун из коричневого медли, подбитого черным мехом (овчиной?).

(1465) Acc.Howard in RC 57   294: For makenge of a gowne of grene medele, xvj d

Из счетов Говардов: За изготовление гоуна из зеленого медли, 25 пенсов.

Фриз (friese, грубая ворсистая шерстяная ткань) — ширина 36 дюймов – 91,5 см, 6-10 пенсов за ярд, 1,5-2,5 пенса за четверть. Грубая ткань, чаще всего производства валлийских мануфактур, часто была неокрашеной тканью саржевого плетения. Использовалась для подкладок и для изготовления дешевой одежды.

(1465) Will Gregory in Camd.n.s.17 p.xlv:   Frise to make gownes and cotes, and lynnen cloth to make shertes and smokkes.

Из завещания: Фриз для изготовления гоунов и котт и лен для изготовления женских и мужских рубашек.

(1447) Indent.Oxf.in RS 50.2 565: Fyrst, 1 gowne of blew medle lynyd with fryse, prys iiiis.

Во-первых, 1 гоун из голубого медли, подбитого фризом, цена 4 шиллинга.

Кендал (kendal) — ширина 36 дюймов – 91,5 см, 4-6 пенсов за ярд, 1-1,5 пенса за четверть. Грубая ткань, производимая на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал, обычно зеленого цвета.

Из счетов Стоноров:

It., for v. ȝerdes off kendall for master Doley, price off a ȝerde iiij. d., summa xx. d.

За 5 ярдов кендала для господина Доли, ценой за ярд 4 пенса, сумма 20 пенсов.

It., for iij ȝerdes off kendall and an halfe for Morres Escowrte, xiiij. d.

За 3 с половиной ярда кендала для Морриса Эскорте, 14 пенсов.

It., for v ȝerdes off kendall for Thomas off Wode, xxv. d.

За 5 ярда кендала ля Томаса из Вуда, 25 пенсов.

(1465) Acc.Howard in RC 57   299: For makenge of ij kendalle gownes..v s. iiij d.

Из счетов Джона Говарда: для изготовления 2 гоунов из кендала(…) 5 шиллингов 4 пенса.

Рэй (ray) – ширина 48 дюймов – 122 см. Полосатая ткань, для изготовления которой использовались нити разных цветов. Часто использовалась для изготовления ливрей. Ткань рэй утратила популярность в течение века, и его заменил бродклос более высокого качества.

(1439) *Will Bury   241: I will that Jon’ Kebyll haue a ray gowne.

Завещание: Я завещаю Джону Кебиллу гоун из полосатого рэя.

(1467) Acc.Howard in RC 57   411: Item, for makenge of a ray gowne for my mastyr, xx d.

Из счетов Говардов: За изготовление для моего господина гоуна из рэя – 20 пенсов.

Следует также упомянуть, что шерстяные ткани также шли на изготовление различных аксессуаров и предметов домашнего обихода: подушек, занавесей, одеял, мешков и т.д. В источниках упоминаются различные сорта ткани, используемые для вышеперечисленных нужд.

ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ

Льняные ткани обычно имели полотняное переплетение, были различного качества, часто отбеливались. Хотя по определению льняная ткань сделана изо льна, неясно, каким образом значение данного термина перешло и для обозначения одежды из конопляного полотна. Льняные и конопляные ткани производились в большом количестве. Их использовали для шитья нижнего белья (мужские бре и камизы, женские камизы) и другой одежды изо льна. Лен очень редко использовался для внешней отделки на других видах одежды (например, дублетах) и редко красился (лен не особенно хорошо красится натуральными красками). Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции, хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность. Ширина льна обычно составляла 1 фламандский локоть (27 дюймов – 68,5 см). Английский и ирландский лен был, возможно, шириной 45 дюймов – 114 см (1 английский локоть шириной). К XV веку лен перестает фигурировать в Законах о Роскоши, которые регламентировали ширину различных типов ткани, так что узнать точную ширину затруднительно. Тем не менее, в домашней книге расходов Джона Говарда упоминается лен шириной 1 фламандский локоть, а рядом с ними фигурирует еще один лен шириной в локоть (английский). Предполагается, что таким образом обозначена разница между этими мерами длины.*

Холст (canvas) – ширина 27 дюймов – 68,7 см, 3-4 пенса за эль, 0,8-1 пенс за четверть. Грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.

(1417) J.Dernell in Nrf.Archaeol.15   130: Item for v 3erdis canwase x d.

За 5 ярдов холста 10 пенсов.

(1446) Will York in Sur.Soc.45   102: De canvas pokez, vj d.(..).De j poke, iiij d.

Из архива завещаний города Йорка: сумки (мешки) из холста 6 пенсов. (…) За 1 сумку (мешок) 4 пенса.

Бак(е)рам (buckram) – ширина 27 дюймов – 68,7 см, 5-6 пенсов за эль, 1,3-1,6 пенсов за четверть. Жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.

Из письма Маргарет Пастон Джону Пастону, 1449г:

I may haue hem as hastyly as ȝe may, and þat ȝe wyll vowchesave to bey a pese of blak bukram for to lyn wyth a gown for me. I xuld bey me a murrey gown to gon in this somer, and leyn in the kolere the satyn þat E ȝeve me for an hodde, and I kan gettyn non gode bokeram jn þis town to lyn it wyth.

Маргарет просит мужа купить кусок черного “бакерама” чтобы подбить гоун и жалуется, что она должна бы уже себе купить темно лиловый гоун, чтобы носить летом и отделать ворот атласом, который он уже ей прислал, а вот хорошего “бакерама” на подкладку в этом городе она достать не может.

Лен (linen) — ширина 27 дюймов – 68,7 см, 4+ пенса за эль, 1 пенс за четверть.

Общее название для льняного полотна среднего качества.

(1461) Paston 2.257: With the weche money I haue bought lenen clothe for schetes, schertes, and smokkes.

Из счетов Пастонов: На эти деньги я купил льняное полотно на простыни, рубашки (мужские и женские).

Среди сортов льна можно выделить лон (laun) – высококачественный сорт льняного белого полотна. Упоминается в источниках как белый лен для нижнего и постельного белья, головных уборов.

(1446) Will York in Sur.Soc.45 101: De v plite laune, pret. le plyte vj d.

Из завещаний города Йорка: 5 отрезов лона, цена за отрез 6 пенсов.

(1450) Gener.(1) (Mrg M 876) 286: Shetes of lawn, white as mylk.

Простыни из льна, белого как молоко.

(1466) Acc.Howard in RC 57 359: For vj plyte and di. of lawne for shertes, x s. x d.

Из счетов Говардов: за 6 отрезов и (…) лона для рубашек, 10 шиллингов и 10 пенсов.

Полотно (holland) — ширина 27 дюймов – 68,7 см, 7-12 пенсов за эль, 1,9-3,2 пенса за четверть. Простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило и гораздо дороже.

(1464) Acc.Howard in RC 57 281: My mastyr payd ffor iij ellys of fyn Holond for   a shyrt for hym sellfe, iiij s. vj d.

Из счетов Джона Говарда: Мой господин заплатил за 3 локтя голландского полотна на изготовление своей рубашки 4 шиллинга 6 пенсов.

(1465) Paston 4.202: A fyne kerchy of fyne Holond cloth.

Хороший платок из тонкого голландского полотна.

(1470) Stonor Suppl. 9: Item, for ix ell. and a half of holond cloth, price the elle x d.

За 9 локтей с половиной голландского полотна, цена за локоть 10 пенсов.

(1466) Acc.Howard in RC 57 364: xxiij Flemyshe ellez of fyne Holand clothe.

Из счетов Джона Говарда: 23 фламандских локтя прекрасного голландского полотна.

Парижское полотно и диапер/узорное полотно (paris and diaper) – 27 дюймов шириной, 1-2 шиллинга за эль, 3,2-6,4 пенса за четверть. Прекрасная узорная льняная ткань c повторяющимся рисунком. Узорный диапер можно назвать льняным дамаском, с той разницей, что настоящий дамаск конечно же изготавливается из шелка.В источниках чаще всего упоминаются скатерти и полотенца из этой ткани. В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов».

(1437) Will York in Sur.Soc.30 62: Cum duobus towels de diaper.

Из завещаний города Йорка: полотенца из узорного полотна.

(1438) Will Norwich in Nrf.Archaeol.4   330:  A pece of dyapr of x yardes long   of Table Cloth.

Из завещания: Отрез диапера длиной 10 ярдов для скатерти.

(1475) Russell Bk.Nurt.(Hrl 4011) 193: Cover þy cuppeborde of thy ewery with the towelle of diapery.

Из книги Рассела (о наставлении юного серванта): покрывай дрессуар с посудой скатертью (салфеткой) из диапера.

Acc.Howard in RC 57 364: xj Flemyshe stykes* of fyne dyapere, almost iij stykes brode, prise the styk, ij s. vj d.

Из счетов Говардов: 21 фламандский локоть узорного полотна в 3 фламандских локтя шириной, цена за локоть 2 шиллинга 6 пенсов.

(1462) Paston   1.112: Item, ij towaylis of diaper werk, ich x yardes long.

Из описей Пастонов: Также 2 полотенца из диапера длиной 10 ярдов каждый.

(1445) Will York in Sur.Soc.30 156: I bequeth..ij draght twoels of a suet of Parissh werke. Из завещаний города Йорка: я завещаю 2 полотенца для умывания из узорного парижского полотна.

* Качество современного мануфактурного льна оставляет желать лучшего, часто он рыхлый, имеет просветы и большое количество «непропрядов» – видимых утолщений нити. Чтобы сделать лен более плотным, без просветов – стоит брать лен поплотнее и стирать при 90°С в стиральной машине с ополаскивателем, чтобы лен дал максимальную усадку.

Также можно использовать так называемый «этнографический лен», домотканый лен 19 – нач.20в.

Рейнское полотно (raine) – сорт высококачественного льняного полотна, изготовленного в Германии, отсюда и название. Обычно шло на изготовление полотенец и скатертей.

(1450) Lin.DDoc. 39/22-3: Item, ij smale towelles of Raynes playne;

Маленькие полотенца из рейнского полотна.

Кроме вышеназванных были и другие сорта полотна такие как брабантское, ирландское и т.п. Как видно из названий, многие сорта ткани имели региональную принадлежность.

ШЕЛК

Из-за сравнительно высокой стоимости, шелковые ткани считаются неподходящими для большинства одежд, упомянутых в данном докладе. Однако, время от времени возникают ситуации, когда шелк можно считать уместным и подходящим для применения. Например, средние классы моги использовать шелк для изготовления пояса к женскому гоун или для воротника на дублете. В обоих случаях это маленькая, но наглядная демонстрация богатства. В случае с воротом дублета — эффект заключается в том, что создается иллюзия, будто и весь дублет сделан из шелка, поскольку он скрыт под верхней одеждой. То же самое можно сказать и пристегивающихся женских рукавах. На протяжении всей истории известна практика замены дорогого шелка более дешевым материалом в тех местах, где шелк перестает быть видимым.

В Законе о Роскоши Эдуарда IV и его заметках об одежде для сервантов и вассалов прослеживалась четкая иерархия и соответствие того или иного типа ткани статусу. Рыцари носили одежды из бархата и узорчатого шелка (дамаска), сквайры – из атласа, а их пажи – из шерсти.

Поскольку шелк являлся исключительно импортным продуктом, его ширина соответствовала мерам, принятым на континенте, в частности ломбардской мере длины и составляла приблизительно 18 дюймов = ¾ браччо (braccia), то есть 48 см.

Сарсенет/шелковая тафта (sarcenet) – ширина 18 дюймов – 48см, 6-7 шиллингов за ярд, 36-42 пенса за четверть. Легкая шелковая ткань полотняного переплетения. Широко использовалась для подкладок.

(1465) Acc.Howard in RC 57 164: My lady Marget..owyth my mastyre vij yerdes of wygth sarsenet for ij shertes.

(…) 7 ярдов белой тафты для рубашек.

Letter from John Paston III to Margaret Paston, perhaps October 1467: Ye may send mony by Jwdé for my sustyr Annys hood and for þe tepet of sersenet, viij s. a yerd of damask and v s. for sarsenet; hyr hood wyll take iij quarters.

Вы можете переслать с Jwdé деньги на худ для Анны и за типет (полосу ткани) из тафты: за ярд дамаска 8 шиллингов, за тафту – 5 шиллингов. На ее худ уйдет 3 черверти.

Атлас (satin) – ширина 18 дюймов – 48см, 6-7 шиллингов за ярд, 36-42 пенса за четверть. Шелковая ткань с характерной переливающейся поверхностью из-за особенности плетения. Часто использовалась на пояса представительницами среднего класса. Мог быть узорчатым.

Letter from John Paston III to John Paston II, July 25, 1474: The doblet of porpyll sateyn and the doblet of blak sateyn.

(…) Дублет из лилового атласа и дублет из черного атласа.

(1459) Paston (Gairdner) 3.185: In primis, ij pecys of satayne after the fassion of a dowblet to were under gownes.

Из писем Пастонов: Во-первых, 2 отреза атласа для изготовления модного дублета, чтобы носить под гоуном.

(1459) Paston (Gairdner)   3.175: Item, j jakket of sateyne fugre.

Из описей Пастонов: Также, жакет из узорного атласа.

(1463) Acc.Howard in RC 57 216: Item, the same day delyveryd to Sengylton to bye a doblet off satan ffygure ffor my mastyr, xxxiiij s. iiij d.

Из счетов Говардов: В тот же день послали в Сенгилтон для покупки дублета из узорного атласа для моего господина на сумму 34 шиллинга 4 пенса.

(1470) Stonor Suppl. 9: Item, iij yerdes of tynson sateyn, xv s.

Из счетов Стоноров: Также 3 ярда узорчатого атласа, 15 шиллингов.

Дамаск (damask) – ширина 18 дюймов – 48см, 7-12 шиллингов за ярд, 42-72 пенса за четверть. Шелковая узорчатая ткань, часто с раппортом «гранатовый цвет». Дорогая, но как ни странно – самая «дешевая» из люксовой линейки шелков. Часто можно видеть пристегивающиеся к киртлу рукава, изготовленные именно из дамаска.

(1438) Will Dixton in BGAS 11 158: A gown of Rede damask, furred with marteyns. Из завещания: Гоун из красного дамаска, подбитый куницами.

Pastons inventory, not long after 1473: Item, a powche of rosset damaske.

Из описей Пастонов: Также кошелек из темно-красного дамаска.

Will of Agnes Paston, widow of John Paston III, May 31, 1510: Item, I geve and bequeth to the wif of Thomas Waserer a furre of grey and a kyrtill of blake damaske.

Я дарю и завещаю жене Томаса Вазерера мех зимней белки и киртл из черного дамаска.

(?1474) Stonor 1.146: The vestments of purpulle velvet lynud with grene sarsnet.

Из описей церкви в маноре Стоноров: Облачение из лилового бархата с подкладкой из зеленой тафты.

Бархат (velvet) – ширина 18 дюймов – 48см, 10+ шиллингов за ярд, 60 пенсов за четверть. Сложная в изготовлении и очень дорогая ткань. При производстве бархата в основу по особой технологии вплетаются дополнительные нити, которые затем подрезаются для создания ворсистой поверхности. Бархат выходит за рамки данного руководства, поскольку он слишком дорогой.

Will of Agnes Paston, widow of John Paston III, May 31, 1510: I bequeth to my doughter Isabell Isley my gowne of blake veluet furred with mynkes.

Завещание Агнес Пастон, вдовы Джона Пастона III: Я завещаю моей дочери Изабель Айли черный бархатный гоун, подбитый черной норкой.

(1465) Acc.Howard in RC 57 320: A longe goune of cremysen velvet..furred wyth menever and purfelled wyth ermyn.

Из   счетов   Говардов:  Длинный  гоун   из   алого  бархата,  подбитый  куницами       и окаймленный горностаем.

(1465) Paston 2.314: j peyre of bregandyrns keuert with blew fellewet and gylt nayle.

Одна пара бригандин, покрытых голубым вельветом и с позолоченными заклепками.

Pastons inventory and indenture: draft, June 6, 1462: Item, a powche of blew velwet wyth pearlis therin ensealid.

Из описей Пастонов: Кошелек из голубого бархата, расшитый жемчугом.

Letter from Edmond Paston II to John Paston III, October 18, 1471: Also I pray ȝow þat þe weluet þat levyt of my typet may be send hom a-geyn, fore I woold strype a dobelet there- wyth.

Также я прошу тебя прислать мне обратно домой то, что останется от моего бархатного типета (полосы), чтобы я смог украсить бархатными полосами свой дублет.

The will of Elizabeth Poynings or Browne, née Paston, May 18, 1487: iij brode girdilles, oone of tawny silke with bokill and [deleted in MS ] pendaunt, a-nother of purpill with bokyll and pendaunt, and the iijde of purpill damaske with bokell and pendaunt and vj barres of siluer and gilt; and iij brode harnysed girdilles, oone white tisshew*, a-nother red tysshewe gold, and the iijde a playne grene coorse*; […] and a harnysed girdill enameled with rowsclare weying halfe an vnce […] an harnysed girdill of golde of Damaske, with a long pendaunt and a bokill of golde chekkyd, weying j vnce.

Из завещания Елизаветы Пойнингс или Браун(в девичестве Пастон): 3 широких пояса: один из темно-желтого шелка с пряжкой и подвеской (хвостовиком), другой из лилового шелка с пряжкой и подвеской (хвостовиком) и третий из лилового дамаска с пряжкой и подвеской (хвостовиком), а также с пятью позолоченными и посеребренными накладками. А также 3 широких украшенных пояса, один из белой (серебряной?) парчи, второй из красной золотой парчи, третий же простой плетеный зеленый пояс; (…) пояс украшенный накладками с эмалью в форме (rowsclare?) весит пол-унции (…) пояс из золотого дамаска с длинной подвеской (хвостовиком) и пряжкой из золота с узором весит 1 унцию (видимо имеется ввиду сколько золота по весу ушло на фурнитуру – прим. пер).

Tissue* -узорная золотая или серебряная шелковая парча, бархатная парча. Corse* – плетеный пояс.

(?1451) Will York in Sur.Soc.30 156: A blewe girdil of silk chekkidwerk*, harnest with silver.

Из архива завещаний города Йорка: 1 голубой (или синий) пояс с узором, украшенный серебром.

Chekkidwerk*- узор в виде шашечек.

ДРУГИЕ ТКАНИ И МАТЕРИАЛЫ

Фастиан (fustian) – ширина 27 дюймов – 68,5 см, 6 пенсов за эль, 1,6 пенса за четверть. Обычно смесовая ткань с нитью основы из льна и нитью утка из хлопка. Часто   тяжелый   материал,   чесанный   или   подрезанный   так,   чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно белый (отбеленный) или окрашенный дешевой   черной   краской.   Возможно,   термин   «черный»   –   это обозначение незаконченного уровня производства, об этом подробнее написано в главе о коже, где говорится о современном использовании цвета для обозначения уровня завершенности. Использовался для «льняных» доспехов (арминг-дублетов, жаков – прим. пер) и иногда для дублетов и даже гоунов. Однако был запрещен для низших сословий Законом о Роскоши от 1463 года. С течением века он завоевывал все большую популярность и становился более доступным.

(1463) Acc.Howard in RC 57   158: Fusten ffor my lord ffor to make doblettys off ffence.

Фастиан для моего господина изготовление арминг-дублетов.

(1464) Acc.Howard in RC 57   195: A Walsh jakke cueryd wyth blakke ffusteyn.

Валлийский жак, покрытый «черным» фастианом.

(1486) Arms Chivalry (Mrg M 775)   43: A dowbelet of ffustean lynyd with satene.

Дублет из фастиана с подкладкой из атласа.

Из писем Пастонов: Item, j dowbelet of fustian […] Item, a dowblet of fostian […] (Inventory, not long after 1473)

Камлот (chamelet/camlet) – дорогая ткань, привозившаяся с Ближнего Востока. Название произошло от слова «верблюд», но, нет точных свидетельств, что ткань изготавливалась только из шерсти верблюда. Ткань могла быть смесовой и изготавливаться из шелка и верблюжьей шерсти. Точный тип плетения установить сложно. Эта ткань выходит за рамки упомянутых статусов, но, ее все же стоит упомянуть.

(1471) Paston 5.121: I pray 3ow to bye me iij 3erddis of porpyl schamlet, price the 3erd iiij s.

Прошу купить мне три ярда пурпурного камлота, ценой 4 шиллинга за ярд.

(1472) Will York in Sur.Soc.45   204: A dublett of grene chamlett.

Из завещаний города Йорка: Дублет из зеленого камлота.

Letter from John Paston III to Margaret Paston, April 30, 1471: Item, that Mastress Broom send me hedyr iij longe gownys and ij doblettys, and a jaket of plonket chamlett.

Тот Mastress Broom (слуга?), прислал мне сюда 3 длинных гоуна и 2 дублета, а также жакет из серо-голубого камлота.

Хлопок (cotton) – был доступен в качестве волокна – хлопка-сырца, использовавшегося для набивки чего-либо, или для изготовления фитилей в свечах высокого качества, но не использовался для производства одежды, кроме как в смешанных тканях, например, фастиане. Термином «хлопок» обычно обозначали шерстяную ткань с начесанным, но не подрезанным ворсом. К примеру, хлопковый рассет (coton russet).

На континенте известны были хлопковые ткани (в том числе фастиан), основными центрами производства была Италия и Германия (прим. ред).

Ткань узкого плетения (narrow wares) – тканые или плетеные на дощечках шерстяные, шелковые и, возможно, льняные ленты. Использовались в качестве завязок, шнурков, поясов, а также для отделки или усиливающей полосы (канта) в деталях одежды или в местах подкладки (например, усиление на рукавах под петли – прим. ред). По ширине полосы варьировались от простой тесьмы до лент в 2-4 дюйма – 5-10 см. Пояс, который носили женщины среднего класса, часто выступал как символ богатства и представлял собой плетеную плотную ленту с пряжкой и люверсами.

Войлок, вязаная шерсть и трам (thrum – шерстяные нитки или пряжа, вплетаемая в полотно для придания ей «лохматого» вида, например вплетение нитей при вязке) — использовались для изготовления шапок. Согласно источникам, вязаные шапки были очень распространены. При вязании шапку сначала делали больше обычного размера за счет начеса ворса, а затем уменьшали за счет валяния поверхности. (Никаких ссылок на источники автор статьи не дает. Подобные лохматые шапки стали широко использоваться только с сер. XVI в. — прим.ред). Из войлока изготавливали различные головные уборы.

Козья шерсть и конский волос – иногда использовались для изготовления грубых тканей.

КОЖА

В XV веке использовались два основных типа кожи: дубленая и сыромятная. Самой лучшей кожей считалась испанская (или кордовская кожа), которая изначально была козлиной. Но к XV веку понятие «кордовская кожа» стало означать любую кожу высокого качества. Кожаные изделия часто украшались вырезанными или тиснеными узорами. Также использовалась окраска.

Дубленую кожу обычно делали из шкур крупного рогатого скота (коровьей и бычьей). Ее дубили при помощи веществ, добываемых из коры дуба, для придания коже красного (первая стадия производства) или черного цвета (последняя стадия). Она использовалась для шитья обуви, сумок, перчаток и поясов.

Сыромятная  кожа   производилась  с   использованием  квасцов,   для  создания «белой» кожи или с использованием масла, для создания темно-желтого цвета. Обычно сыромять производилась из шкур животных, не являвшихся крупным рогатым скотом: козлиной, свиной, лошадиной, оленьей и, даже, кошачьей. Самую лучшую кожу привозили из Прибалтики. В результате выделки без дубления получалась крепкая, но мягкая и эластичная кожа, что делало ее пригодной для изготовления сумок, перчаток и шнурков.

МЕХА

Несмотря на то, что меха предназначались для утепления, они также являлись наиболее заметным и наиболее часто упоминаемым символом богатства. Их часто использовали в качестве оторочки на верхней одежде, манжетах и воротниках.

Распространенным явлением было делать подкладку из одного, более дешевого меха, а на оторочку использовать другой.

Меха высокого качества привозились, прежде всего, из прибалтийских областей, которые контролировали ганзейские купцы. Следствием периодических конфликтов между ними и королем Эдуардом IV были регулярные прерывания этой торговли. В 1463г в «Законе о роскоши» Эдуард IV ограничил использование мехов, которые могли носить рабочие и ремесленники с ежегодным доходом менее 40 фунтов до черной или белой овечьей шерсти. Это ограничение было дальнейшей доработкой предыдущего законодательства о роскоши (созданного Эдуардом III в 1363 году), которое также разрешало им носить меха из кошки, кролика и лисы.

Джентльменам и их семьям с годовым доходом больше 40 фунтов (или членам Королевского Двора) разрешалось носить меха куницы, хоря, чистый серой (зимней) белки и горностая.

Мехом подбивалась не только верхняя одежда, из меха изготавливали шляпы или, к примеру, перчатки.

(1446) Will York in Sur.Soc.45   103: x pare women gloves, furred.

Из архива завещаний города Йорка: 10 пар женских перчаток, подбитых мехом.

(1469) Acc.Howard in RC 57   539: A longe blak gowne furred with cony.

Из счетов Говардов: Длинный черный гоун, подбитый кроликом.

(1423) Reg.Chichele in Cant.Yk.S.42 (Lamb 69) 268: A goune furred with cony, ij kirtels and j pece of kerchefes.

Гоун, подбитый кроликом, 2 киртла и отрез полотна для головных покрывал.

Will of Sir Thos.Brook, Knight, of Cobham 1438-9 (Fifty earliest English wills in the Court of Probate, London: A.D. 1387-1439): Also to Herry Perreur a new gowne of Russet furred with blak lambe, that y had new at Crystenmesse.

Из завещания: Также завещаю Герри Перро новый гоун из рассета, в котором я был на Рождественской мессе, подбитый черным мехом ягненка.

Will of Margarete Asshcombe, (once Bloncit) widow, of London, 1434: alsoo ybequ[e]the to Aneys Copursmyth a combe of yverie, & to Aneys hir mayden, a russet kyrtell furred with lambe.

Из завещания: Также завещаю Агнес Коперсмит гребень из слоновой кости и, также Анис – ее горничной – киртл из рассета, подбитый ягненком.

(1465) Acc.Howard in RC 57 320: Item, a longe goune of cremysen velvet, that was my lady, his wyves, furred wyth menever and purfelled wyth ermyn.

Длинный гоун из красного бархата, поринадлежащий моей госпоже, его жене, подбитый куницами и окаймленный горностаем.

ЦВЕТА И ОКРАСКА

Шотландский Парламентский Акт от 1457 года утверждал, что «ни рабочие, ни сельские труженики (батраки) не имеют права носить иную одежду, кроме как серую и белую – в будни, и светло голубую, светло зеленую или светло красную – в Праздники». Как упоминалось выше, «Закон о Роскоши» не нужно воспринимать как жесткий регламент того, что носили, исключительно как постановление о том, что считалось нормальным. Перечисление этих незамысловатых цветов показывает, что уже широко было развито промышленное крашение и только сравнительно небольшое количество красителей (3-4) были пригодны для массового производства сравнительно дешевых тканей: марена (красный), вайда (синий) и дрок красильный (желтый). Хотя другие красители также использовались (кермес, цезальпиния), но они находятся за рамками указанных стандартов, поскольку обычно использовались для тканей более высокого качества.

Относительно цветов средневековых тканей можно сказать, что качество цвета и красителя было тесно связано с качеством ткани. Поэтому, например, черные ткани могут быть как дешевым и низкого качества или очень дорогими. Важность различного качества красителя проявляется в большом количестве названий оттенков одного и того же цвета. К примеру, красный включает в себя спектр оттенков от розового до малинового и алого.

При окраске ткани интенсивность и глубина цвета часто отражала качество ткани. Серый цвет, создававшийся при помощи очень слабого раствора вайды — стал символом одежды бедноты. Хотя при помощи вайды и марены можно было добиться различных оттенков (от голубого до темно-синего и от розового до темно-красного). Темные насыщенные оттенки стоили дороже, поскольку требовали как большего количества красителя, так и лучшего качества ткани, т.к. частое окрашивание ей вредило. Следовательно, ярко-синий (индиговый, ультрамариновый), а также карминный (crimson) или алый (scarlet) цвета выходят за названные рамки, в то время как насыщенные темные красный и синий цвета, которые могли быть у сукна (бродклоса) и ворстеда хорошего качества – вполне укладываются в рамки данной статьи.

Желтые красители использовались в основном для смешивания с другими красителями, чтобы получить различные яркие оттенки, хотя, желтая ткань тоже была известна. В 1471 году Эдмунд Пастон писал своему брату, прося его прислать желтого керси для шосс. В XVI веке желтые шоссы ассоциировались с холостяцкой жизнью.

При смешении вайды, резеды красильной и марены в различных количествах с различными протравами — получали широкий спектр цветов. Например: линкольнский зеленый (вайда + резеда красильная), рыжевато-коричневый или темно- желтый цвет тони (tawny) (марена + резеда), багровый (murrey) (марена + вайда). Естественный цвет шерсти и повторное окрашивание позволяло создать другие цвета: планкет (planket) (голубой/серый), мастердевиллс (musterdevilles) (серый с использованием вайды) или коричневый (вайда+марена). Также постепенно увеличивалась популярность черного цвета, хотя это был скорее темно-зеленый или темно-коричневый цвет, который быстро тускнел и портил ткань. Он создавался из дубовых чернильных орешков с железной протравой. Часто использовался для окраски головных уборов и изделий из фастиана, которые носили представители

низшего и среднего классов. Настоящий черный цвет также можно было получить, однако он был дорогостоящим, так как требовал большого количества красителя, главным образом вайды, многоступенчатое окрашивание могло повредить ткань, требовалась ткань очень высокого качества, что приводило к повышению конечной цены.

Вполне вероятно, что отдельные красильщики модифицировали основные оттенки, используя собственные «секретные» компоненты для создания особых оттенков. При помощи них часто подделывали более дорогую ткань, делая ткань низшего качества более яркой. Тем не менее, это было скорее смешение стандартных красителей, чем создание настоящих цветов.

Неокрашенная шерстяная ткань также широко использовалась, особенно низшими сословиями, такая ткань которые называлась бланкет или белая шерсть. Эти термины могли включать широкий спектр естественных цветов шерсти, от кремового до серого и коричневого. Дешевый лен также не красили и не отбеливали (отбеливание могло стоить столько же, сколько и окраска), особенно если лен не слишком хорошо принимал цвет. Но, когда его лен красили, то красили в черный, синий (вайдой) или красный (мареной).

БИБЛИОГРАФИЯ

Данная статья была написана при широком использовании прямых и косвенных источников. Их слишком много, чтобы перечислять полностью. Большинство цен на ткань вычислено при помощи сложения и сравнения цен, взятых из сохранившихся записей (к примеру, «Домашняя книга счетов Джона Говарда»), упоминаний мимоходом (например, письма Пастонов и Сели) и анализ завещаний и портовых счетов (из Лондона, Гулля и Саутгемптона).

Более подробную информацию можно найти в следующих книгах:

  • Bridbury, A.R., “Medieval English Clothmaking : An Economic Survey”, (London, 1982)
  • Britnell, R.H., “Growth and Decline in Colchester, 1300-1525”, (Cambridge, 1986)
  • Crowfoot E., Prithard,F & Staniland K. “Textiles & Clothing, Medieval finds from Excavations in London, C.1150-C.1450”, (London, 1992)
  • Harte, N.B. & Ponting, K.G. eds., “Cloth & Clothing in Medieval Europe, Pasold Studies in Textile History, 2” (London,1983)
  • Mazzaoui, M.F., “The Italian Cotton Industry in the late Middle Ages, 1100-1600”, (Cambridge, 1981)
«ЛОКТИ»: ELLS, AUNS, BRACCIA
ЗАМЕТКИ О СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕРАХ ТКАНИ

«В 1386 году у Филиппа Смелого был штандарт длиной 16 онов (auns) , а шириной 2,5 она (aunes). Знамя его было размером 2,5 на 1,5 она».

Он (aune,aulne) был французским аналогом английского локтя. Эта мера ткани теперь составляет 45 дюймов (114 см). Если представить флаг с учетом современных мерок, то он составил бы 60 футов (18,3 метра). Это просто смешно.

Величина она варьировалась в зависимости от страны и области. В 1544 году король Франциск I определил меру она равным 46.5 дюймам (118,84 см), основываясь на системе мер в Шателье. В 1667, а позже в 1745 он определили как меру, равную 45 дюймам.

Парижская ткань измерялась в «онах с прибавлением большого пальца или дюйма», с прибавлением 2,3% этой длины, составляя в среднем длину 121,6 см. Та же самая мерка использовалась в Эксе и Марселе, но в Авиньоне он равнялся 116,7 см. Во многих городах на северо-востоке Франции использовался провансальский он. Несомненно, его утвердили как меру длины во время периода расцвета Ярмарок в Шампани в XII и XIII веках. Жесткий стандарт ревностно охранялся Хранителем Ярмарки, и ожидалось, что все остальные мерки будут ему соответствовать. Эта мера составляла 2,5 бургундских фута и равнялась 82,6 см. Он также преобладал в Дижоне и Маконе, где был известен как «шаг» (па или демарш). Бретонский он составлял 135,57 см, фламандский он – 68,91 см, он Труа – чуть длиннее, 81,43 см, лотарингский он – 63,85 см. Руанский он был чуть меньше, 57,7 см, в то время как лионский он – 187,9 см. Он Полиньи, принятый как узаконенная мера длины в 1587 году, составляла 3 фута 8 дюймов или 120,7 см (имелся ввиду старый бургундский фут, равный 18 римским дюймам). Другой распространенной мерой ткани был браччо (braccio) или теса (tesa), того же этимологического происхождения, что эль (ell) и он (aune).Оба этих слова произошли от древневерхненемецкого elina, куда слово пришло из латыни ulna, а в латинский из древнегреч. ōlenē – «локоть». Браччо (braccio) – рука от плеча до кисти, лат. Brachium (прим.ред).

По отношению к «римской мерке», составлявшей 4 локтя (1 локоть = 45 см), браччо соответствовал 148,42 см. Как и его аналоги, браччо разнился по длине, в зависимости от области и периода. К единому стандарту пришли несколько веков спустя.

Немецкий аналог эля также заметно варьировался в зависимости от области и даже от города. Его длина составляла от 35 до 70 см.

Налицо неудобство использования средневековых мерок по сравнению с современными. К этому неудобству прибавлялось бесчисленное количество денежных систем, действовавших в Европе того времени. Надо быть весьма осторожными при сравнивании средневековых и современных мер. Недостаточно знать только длину, нужно также знать контекст и, как обычно, воздерживаться от общих умозаключений на основе частностей.

ПРИМЕЧАНИЕ
Окрашивание кермесом (Давидовская Юлия)

Кермес — дорогостоящий краситель, производимый из “галлов” жуков (Kermes vermilio), живущих на кермесовых дубах (Quercus coccifera). «Галлы» – это органические наросты в виде шариков на листьях и ветках дуба, которые образуются когда жук откладывает яйца, это что – то вроде инкубатора. Такие шарики – галлы собирают в мае, пока личинки не вывелись, галлы варят с уксусом, а потом сушат. Подобные шарики еще называют «зёрна», в европейских средневековых источниках можно встретить название «grain» (англ.), «grano» (итал.).Этим же термином называли и краситель, и оттенки, и ткань. В английских рукописях слово grain можно встретить в вариантах: grein, grayn, grayne, grano, granum.

Самой знаменитой тканью, окрашенной кермесом в алый цвет был эскарлат (scaerlaken, scharlaken, scarlaken, écarlate) — тонкое, обычно английское сукно (broadcloth). Интересно, что эскарлат красили в 2 этапа – сначала вайдой (или индиго), а потом уже «in grains», то есть кермесом. Цена этой ткани была невообразимо высокой, стоимость одного локтя (6 фунтов 15 шиллингов или 8 фламандских гротов или 74 флорина) равнялась доходу простого каменщика (master mason) за 16 месяцев! (John Munro “The Medieval Scarlet and the Economics of Sartorial Splendour,” in N. Harte and K.Ponting (eds.), Cloth and Clothing in Medieval Europe: Essays in Memory of Professor E. M. Carus-Wilson(London, 1983), 13-70).

Недаром, словом scarlet в английском стал обозначаться один из оттенков красного, хотя изначально оно произошло от латинского scarlata, заимствованного из персидского saqirlat— “богатые одежды”. Слово scarlet также обозначало дорогую ткань, например тонкое сукно (собственно эскарлат). Поэтому можно встретить, казалось бы “масляное масло” в виде словосочетаний scarlet reed, но, на деле это обозначает всего лишь дорогую ткань красного цвета. В подтверждение вышесказанного можно привести описание добропорядочной домохозяйки из Бата у Джеффри Чосера (1344?-1400) в “Кентерберийских историях”:

453: Hir coverchiefs ful fyne weren of ground; 454: I dorste swere they weyeden ten pound 455: That on a sonday weren upon hir heed.

456: Hir hosen weren of fyn scarlet reed,

457: Ful streite yteyd, and shoes ful moyste and newe.

Ее платки были все из тонкого полотна; Клянусь, они весили все десять фунтов, Когда по воскресеньям были на ее голове. Ее чулки были хорошего алого сукна,

А башмаки мягкими и новыми.

(1423) RParl. 4.235: 1 Goune d’Escarlet, furrez de Marterons..Furrez de sides de Foynes & Marterons.

Один гоун из эскарлата, подбитый куницами.

(1429) Will Braybroke in Ess.AST 5 304: My gowne of Scarlet, furred with martrons..my gowne of scarlet, furred with cristigrey..a gowne of blak worstede, furred with menyver.

Из завещаний: Мой гоун из алого сукна (эскарлата), подбитый куницами, мой гоун из алого сукна, подбитый серой белкой, мой гоун из черного ворстеда, подбитый горностаем.

(1436) EEWills   108/1: My scarlet goune, furred with martrouns.

Из завещаний: мой алый гоун (из эскарлата), подбитый куницами.

Также еще существовала ткань кримсон — названная опять же по оттенку красного цвета — карминный. Подобная ткань в различных вариациях: crimson — cremesin (n. & adj.), cremesie, crensein, crim(e)sin, grimsin, crymysyn, cramoysin — фигурирует в английских источниках примерно с 1400 года. Это название пришло из староиспанского языка, туда попало из средневековой латыни в виде cremesinus, kermesinus, carmesinus (название красителя из кермесовых жучков), оттуда корни прослеживаются к арабскому qermez (“красный”), в арабский слово попало из тюркского kırmızı, в любом случае непосредственным источником был   санскрит

क˛ h!ज kṛmi-jā — ” сделанный червями”.

В различный европейских странах слово имело свои названия, объединенный общим корнем: немецкий — Karmesin, франц. — Cramoisi, итал. — Cremisi. — в эти языки слово несомненно пришло из латыни.

(?1475) Ludus C.(Vsp D.8)227/70: …hosyn enclosyd of þe most costyous cloth of Crenseyn.

…одет в шоссы из самой дорогой ткани кримсон.

(1462) Acc.Howard in RC 57 149: Item, ffor makynge off a jaket off crymysyn clothe ffor my sayd lord, ij s. iiij d.

Книга счетов Джона Говарда: Для пошива жакета из карминной ткани (кримсона) для моего господина, 2 шиллинга 4 пенса.

Скачать статью в формате PDF: Кей Д. Типы тканей в позднем Средневековье (XV в.)

Leave a Comment