Джо Аберкромби. Первый закон

Итак, Джо Аберкромби и его знаменитая трилогия («Первый Закон»), которая и принесла ему всемирную славу: «Кровь и железо», «Прежде чем их повесят» и «Последний довод королей».

Считаю своим долгом сделать резюме, так сказать. При этом сообщаю, что сказанное ниже – лично моё мнение, никоим образом не претендующее на объективность.

Третий сорт – не брак. Вот эти четыре слова наилучшим образом характеризуют названные книжки. Всемирная популярность? Да. Где-то прочитал (сейчас лень искать и могу ошибаться), что первую книжку Аберкромби издали после того, как она набрала немереное количество благоприятных отзывов на каком-то англоязычном аналоге нашего Самиздата. Уже это должно было меня насторожить, поскольку известно, книжки какого сорта возглавляют рейтинги СИ, что у нас, что за бугром – не важно. Но не насторожило, поскольку я в принципе воспитан на иностранной (и прежде всего англоязычной) литературе и априори склонен приписывать ей более высокое качество.

А зря. Итак, по порядку.

«Первый закон» надо публиковать на наших литфорумах в разделе «Как не нужно писать».

Во-первых, вода. Невероятное количество воды, описалова и повторов.

Например, инквизитор Глокта – колоритный персонаж, лучше всего, пожалуй, удавшийся автору. Весь ломаный-переломаный (физически), поскольку долгов время провёл в застенках у жестоких гурков. На нём места живого нет: нога сломана, позвоночник, зубы выбиты и т.п.



Именно «и т.п.», поскольку Аберкромби считает свои долгом каждый раз, когда Глокта попадает в объектив, рассказывать обо всех его увечьях и подробно смаковать, как у него какая-то косточка в коленке щёлкнула, когда он ногу согнул, как оставшиеся зубы впиваются в дёсны, как острая боль пронизывает его тело, когда он делает хоть один шаг и т.д. Один раз? Нет, много, очень много раз, каждый раз, ещё много-много раз.

Или, например, описания боёв. Для одного раза пойдёт, но зачем же каждый раз? Как ГГ ловко наклонился, ударил мечом, отсёк ногу по колено, потом резко перевернулся кувырком, стремительно встал и разрубил врага от ключицы до паха. Кстати, я уж и не скажу сколько раз на протяжении трилогии некто Логен Девятипалый разрубает своих врагов от ключицы до паха: такое ощущение, что автору другие смертельные удары не знакомы. Всё подробно, настолько подробно, кто как перевернулся, как ударил, на нескольких страницах подряд, что к концу книги я уже всё понял, и стал читать это по диагонали (как и описание вечных болей Глокты).

И это ещё полбеды. У Аберкромби ведь много людей сражаются, и когда один их героев после бесконечных ударов и падений вырубается, повествование продолжается от лица следующего сражающегося. И тут опять (вот ведь какой интерес): как он ловко наклонился, ударил мечом, отсёк ногу по колено, потом резко перевернулся кувырком, стремительно встал и т.д. до того момента, как вырубают его.

Некий Луфар, внезапно ставший королём. Необычайно новаторский ход: обнаруживается, что никому не интересный рыцаришка является бастардом умершего короля – и о-па! Но это не смертельно и не об этом речь. Ну, например, его переживания по поводу того, что он стал королём: он чувствует себя самозванцем, ему неудобно, он не уверен в себе, он переживает – и так, мля, каждый раз, как мы его видим, почти в одинаковых выражениях. Задолбало уже, право слово, читать о его переживаниях по этому поводу. Так и хочется сказать: да хватит уже быть такой тряпкой!

Короче, если слить до колик надоевшие повторы, трилогию вполне можно уместить в один том. Без шуток.

Во-вторых, мир. С этим просто беда. Складывается ощущение, что автор просто слепил мозаику из всех книжек, которые до того читал. Тут и мечи, и щиты, и арбалеты, и очки, и бумага, складывающиеся подзорные трубы, генералы, полковники, лейтенанты, адьютанты, кавалерия и хрен знает что. Ах, да, ещё крытые шифером крыши домов. Но тут, кстати, у меня подозрение насчёт мастерства переводчика. Надо бы в оригинале уточнить, неужели там правда шифер? И ещё: вроде бы в целом средневековый антураж, но как туда вписываются пруды, в которых джентльмены катают на лодках дам под зонтиками, обнимающиеся парочки на скамейках в парке, красные офицерские мундиры, шитые золотыми галунами и прочее? Такая солянка, что слов нет.

С матчастью, кстати, вообще беда. Не буду описывать подробно, но тот способ, которым победили короля Севера Бетода, вызывает недоумение даже у меня, а у меня с военным делом плохо, совсем плохо.

И третье, пожалуй, главное: пустая книга. Там нет никакой идеи, никакой философии, никакой тайны и интриги, НИКАКОГО второго дна. Всё просто и понятно, всё тут же получает объяснение. Это ходилка, господа, просто ходилка. С голым незамысловатым сюжетом. Герои пошли туда (описывается, как идут), пришли (описывается, куда пришли), что-то сделали. Потом в другое место надо идти. От обычной ходилки книгу отличает лишь большее количество персонажей.

И последнее: книгу эту позиционируют как «тёмное фэнтези». Не знаю, полагаю, сам Аберкромби в этом не виновен (виновны, наверное, авторы помещённой выше обложки, кроме прочего, считающие, что “фэнтези” – женского рода). Ничего тёмного там нет, за тем исключением, что все герои постоянно ноют, и это быстро начинает раздражать. Глокта постоянно ноет о своём прошлом, когда он был красавчиком-офицером, и женщины его любили, Логен постоянно жалеет о том, зачем он столько людей убил, опять убивает и опять плачется, Ферро постоянно ноет о том, что надо мстить, надо мстить, надо мстить, надо мстить и т.д. и т.п. Постоянно.

Это не тёмное фэнтези, это обычная чернуха. Всё очень грязно и очень больно. И это ооочень подробно описывается. Как инквизитор Глокта пытает подозреваемых: удар молотком по пальцу (после долгой подготовки и занудных размышлений на тему «зачем я это делаю, зачем живу, и кому всё это надо»), палец расплющен, ноготь в сторону, что-то чёрно-липкое – и, уже устал повторять, это очень подробно, смакование на страницы. А потом, кстати, удар ещё по одному пальцу. И это не разовый эпизод. Глокта много людей пытает.

В общем, хватит.

Книга небезынтересна (второй том более-менее живой), но называть этого автора достойным продолжателем Мартина? Увольте.

Хотя, повторюсь, популярность у Аберкромби большая. СИ рулит и ясно указывает, как надо писать, чтобы обрести популярность. Сюжет должен быть простой, персонажи понятные, вот – враги, а вот – друзья, а вот те, кому нужно сочувствовать.

Женские персонажи – разговор особый. Это очень странная категория. Три женщины, которые с большей или меньшей периодичностью мелькают на страницах трилогии: одна конкретная стерва, вторая — тупая дура, повёрнутая на ненависти, третья — алкоголичка. И это вызывает недоумение.

Как-то так. Тем не менее все три тома прочитал. Написано легко и по многим параметрам много лучше, чем ширпотреб, которым завалены подки с отечественным фэнтези.

Общая оценка – 5 из 10.

Leave a Comment